Критика и уверенное поведение

Aug 04, 2012 00:19

Оригинал взят у alyaeva в Критика и уверенное поведение
Прекрасная, на мой взгляд, статья моих учителей, посвященная навыкам обхождения с такими "варварскими" видами влияния, как деструктивная и уничижительная критика.

методические материалы к тренингу

Нифонт Долгополов, Виктория Дубинская, Москва

Критика в прямом (узком) смысле слова - это указание партнеру на некоторые его действия, приведшие к нарушению взаимно обговоренной совместной деятельности либо взаимно обговоренных отношений с целью исправления ситуации.

Вдумайтесь, пожалуйста, в это определение. А теперь скажите, являются ли эти замечания критикой?

«Ну, сколько можно опаздывать! Когда ты, наконец, будешь приходить вовремя?»

«И это Вы называете работой? Курица и та написала бы лучше!»

«Ну что ж, неплохо, неплохо... Конечно, совсем не то, что нужно... Но я даже этого не ожидал от Вас».

Первый ответ - да, это критика. А последнее замечание - почти что комплимент, но, с другой стороны, что-то не так, неприятно, неконструктивно. Но до боли знакомо.



Прочитайте «народное» определение критики:

Критика в широком смысле слова - это указание партнеру на его «неправильные» действия или на его «неправильность» в целом.

Теперь все встает на свои места.

«Не так сидишь!»

«Не так смотришь!»

«Ты - дурак!»

^
Привычные защитные реакции на критику:

ответное обвинение (типа «Сам дурак!»);

отрицаем свою вину;

оправдываемся;

«тихо плачем в душе»;

«впадаем в ступор»;

«бьем в глаз»;

принимаем на себя всю вину «по теоретическим соображениям»

...

Допишите ряд. Можете отметить галочкой свою любимую реакцию.

Все равно, спасает мало.
^
В чем смысл разбираться с этой темой?

Вот некоторые соображения:

1. Неконструктивная критика «убивает».

Она несет человеку боль и разрушение. От нее мы заболеваем - это уже без кавычек. Представьте себе, что каждый раз, когда мы допускаем такие замечания (см. выше), мы ударяем ножом другого человека. А он нас. Сколько мы так еще проживем?

2. Мы все, как Мохаммед Али. Не потому, что талантливые спортсмены, а потому что большую часть жизни проводим в боксерской стойке, а заканчиваем болезнью Альцгеймера.

Что вы почувствовали, когда читали наши примеры критики? Как быстро вы свернулись в оборонительную стойку? Через сколько секунд вы бы ответили привычным...? Или полетели бы в нокаут?

3. Мы можем жить лучше.

Мы - оптимисты. И это очень грустно, когда не получается жить с людьми в мире и любви. Но мы продолжаем верить, что мы можем жить лучше. За нашей стойкой: доброта, желание помочь, любовь, печаль, сострадание. Мы хотим все это видеть и чувствовать. И хотим как можно меньше ранить себя и других, когда приходится вступать в конфликт, - ведь жизни без противоречий не бывает.

^
В данном тренинге мы будем:

рассматривать все виды критики в широком смысле слова, встречающиеся в профессиональной деятельности и межличностных отношениях;

тренировать способы эффективного реагирования на различные виды критики;

совершенствовать способы эффективной критики других (критики в прямом смысле).

^
Мы разделяем виды Критики по трем основаниям:

А. Справедливость критики:

справедливая

несправедливая

частично справедливая

Б. Открытость критики:

открытая

завуалированная

В. Предмет критики:

критика действия

критика личностная (унижающая)
^

Теперь обо всем поподробнее:

А. Основание - «Справедливость Критики»

Виды: Справедливая - несправедливая - частично справедливая.

Если критикующий, ссылается на некоторые факты или контекст отношений, то «справедливость» определяется тем, насколько эти факты или контекст соответствуют действительности.

Если в целом обвинение является неверным, хотя в нем и содержатся некоторые реальные факты, то критика считается частично справедливой.

^ Пример 1: Справедливая критика

Начальник критикует подчиненного, который опоздал сегодня на работу: «Вы сегодня опоздали на работу. Это нарушает рабочий процесс. Я прошу больше не опаздывать». Критика справедливая, поскольку критикуется реально совершенное действие.

Ответ: Я согласен с Вами (я признаю это) + действие по изменению поведения.

«Я согласен с Вами, я сегодня опоздал. Больше это не повторится».

^ Пример 2: Несправедливая критика

Представьте себе, что Вы пришли сегодня вовремя, а начальник Вам говорит, что вы опоздали.

Обидно!!!

Но чаще всего в этой критике основа - недоразумение.

Чувства здесь могут раздуть конфликт. Поэтому будем рациональными.

Это просто ошибка.

Ответ: Я не согласен с Вами + я ... (констатация реального факта).

«Я не согласен с Вами. Я сегодня пришел вовремя».

^ Пример 3: Частично справедливая критика

Вы опоздали. Начальник: «Вечно вы опаздываете на работу!!!» «Не было ни дня, чтобы вы не опоздали!» Один факт соответствует действительности: «сегодня вы опоздали». (Даже если подчиненный часто опаздывает, то обобщение всегда позволяет квалифицировать критику как в целом несправедливую и даже унижающую).

Ответ: Согласиться со справедливой частью + не принять несправедливую.

«Я сегодня опоздал, я согласен с Вами, больше это не повторится. Но обычно я прихожу вовремя».

^ Б. Основание «Открытость Критики».

Виды: Открытая - Завуалированная

Если критикующий открыто предъявляет обвинение либо другие формы критики, ясно обозначает, кого и за что он критикует, критика считается открытой.

Если критикующий сознательно либо невольно «замазывает» ситуацию критики (не обозначает ясно, что критикующий недоволен ситуацией, не обозначает ясно, кого он обвиняет, или не обозначает ясно, за что критикует), то она считается завуалированной.

Пример 1:

Застолье. День рождения. «Новорожденный» - непьющему: «Нет, так дело не пойдет!!! Ты должен выпить за мой день рождения!!!» Критика открытая (хотя, возможно, несправедливая).

Пример 2:

В той же ситуации. «Новорожденный» - ко всем, но показывая глазами на непьющего: «А некоторые, между прочим, меня не уважают!»

Ответ: самая главная стратегия - снять «вуаль», то есть прояснить, что человек имел в виду: «Ты про меня говоришь? Но я очень тебя уважаю, почему ты так решил?», или «Прости, пожалуйста, я тебя не понял. Что ты имеешь в виду?».

Тогда критикующий либо скажет открыто, что его не устраивает, либо вообще снимет свое замечание.

^ В. Основание «Предмет Критики».

Виды: Критика Действия - Критика Личностная (Унижающая)

Если критика относится к каким-либо действиям партнера (опоздание, нарушение обещания и т.п.), то это критика действия.

Все примеры, которые мы приводили до этого (по другим основаниям разделения критики), были критикой действия.

Если партнера обвиняют за его качества (болтливость, неряшливость, половую принадлежность, рост) или внешний вид, то это уже относится к критике личностной (унижающей).

Часто личностная критика выглядит как «правда» про партнера. Хитрость заключается в том, что «правда» эта обычно негативная и по отношению к партнеру по коммуникации является его негативной оценкой, а если еще добавить еле уловимую нотку презрения в голосе или на лице «правдолюбца», то сомнения в истинных намерениях критикующего - «опустить» партнера - не останется.

«Ты очень поправилась».

«Какой миленький костюмчик. Жаль, что тебе не к лицу!».

Подчас довольно трудно развести, к чему относится высказывание, поэтому попробуем определить это на сложном примере.

Пример 1:

Сержант, обращаясь к солдату, у которого неаккуратно заправлена в сапоги форма: «Вы плохо заправили форму в сапоги!».

Критика действия, поскольку ясно обозначен предмет критики - действие по «заправлению» формы.

Пример 2:

В той же ситуации. Сержант: «У вас неряшливый вид!». Критика личностная (унижающая), поскольку хотя и подразумевается, что критикуется плохое действие по «заправлению» формы, но фраза по смыслу относится уже к качеству партнера (тем более что слово «вид» обозначает не только одежду, но и внешность).

К наиболее эффективной критике, которую называют конструктивной, относится лишь одно сочетание видов критики: справедливая - открытая - критика действия.

Унижающая критика самая разрушительная!

Унижающая критика (личностная) требует дополнительных комментариев в плане обсуждения эффективных способов реагирования, так как всегда направлена на разрушение личностных структур партнера (самооценки, социального статуса и т.п.).

Даже если критикующий руководствуется благими намерениями (например, родитель, воспитывающий ребенка: «Ну почему ты такой бестолковый»), унижающая критика всегда нарушает благополучие личности партнера.

она никогда не может являться справедливой по содержанию, она никогда не создает благоприятных условий для восприятия критики и позитивных изменений, поскольку всегда порождает у партнера защитные реакции и естественное сопротивление.

когда человек допускает унижающую критику, он нарушает равноправие людей и занимает более высокую иерархическую позицию, «опуская» своего собеседника. Это основной аспект унижающей критики.

Это важно!

Если человек допускает по отношению к вам унижающую критику, даже неосознанно, он хочет в данный момент повысить свою самооценку за Ваш счет!

Пример:

Две близкие подруги идут в гости. Одна говорит: «Ты сегодня как-то плохо выглядишь. Где ты откопала это платье?». Вторая (старая гештальтистка): «Что ты говоришь? Ты мне говоришь неприятные вещи. Зачем тебе надо, чтобы я сейчас расстроилась и чувствовала себя неуверенно?» Первая: «Прости, я не хотела. Знаешь, я сама очень нервничаю. Мне кажется, я выгляжу ужасно».

Поскольку унижающая критика относится к критике личностной, а Личность - структура слишком многомерная и сложная, чтобы ее можно было «разложить по полочкам», то и эффективные реакции на унижающую критику не могут быть представлены в виде алгоритма.

Мы можем предложить шаги (или блоки) для того, чтобы вы сами «построили» собственную эффективную реакцию в ответ на унижающую критику.

Еще одной важной особенностью уверенного поведения в данном случае является то, что большая часть вашей ответной реакции является внутренней, происходит внутри вас (см. ниже блоки Восстановления Телесной Жизненности, Восстановление Психологической Жизненности, Нейтрализации Критики).

А внешней (то есть направленной непосредственно к партнеру) может либо вообще не быть - как в случае Игнорирования, - либо она является краткой и крайне концентрированной, например: «Прекрати меня оскорблять!».

^
Что делать, когда вас оскорбили и унизили

В связи с тем, что унижающая критика носит деструктивный и, соответственно, стрессогенный характер для критикуемого, первой целесообразной ответной реакцией является Проверка и Восстановление Телесной Жизненности.

Под Телесной Жизненностью мы понимаем нормальное функционирование всех физиологических процессов в организме, обеспечивающих его жизнедеятельность. Прежде всего проверяется (и в случае необходимости восстанавливается) дыхание и сердцебиение. Если в вашем организме есть органы или зоны, требующие специального внимания - проверьте их и позаботьтесь о них.

Пример:

Женщина рассказывает о разговоре со знакомой, которая «сорвала на ней обиду»:

«...Я слушала ее, как оглушенная... Кровь отлила от лица, я почти не дышала. Потом я почувствовала, как вся краснею. Заболело сердце. Я вся занемела...»

Из обычных средств самовосстановления можно рекомендовать серию коротких, но глубоких вдохов и резких выдохов, встряхивание лица и тела, энергичное поглаживание лица рукой (похожее на сбрасывание с себя воды при умывании). Потренируйте эти средства в безопасном месте (на тренинге или когда вы одни), чтобы потом эти движения в публичном месте были бы практически незаметны. Возможны любые другие индивидуальные средства восстановления Телесной Жизненности.

Следующим шагом является Проверка и Восстановление Психологической Жизненности.

Под психологической жизненностью мы, прежде всего, понимаем нормальное функционирование личностных структур ^ Самооценки и Принятия Себя. Проверка Психологической Жизненности может производиться через проверку своих Психологических Прав:

Я имею полное право жить.

Я имею полное право быть таким, какой я есть.

Я имею право стараться удовлетворять свои человеческие потребности.

Я имею право делать «неправильные», с точки зрения другого, действия.

Я имею право ошибаться.

Я имею право чувствовать то, что я чувствую - смущение, страх, радость и др.

Я имею полное право защищать себя, если меня оскорбляют.

Потренируйтесь в составлении списка своих прав и уверенном присвоении и отстаивании в случае необходимости этих прав.

Восстановление Самооценки часто возможно через обращение к тому, за что я действительно себя ценю, уважаю, чем горжусь. Например:

Я ценю себя за свою начитанность.

Я уважаю себя за свое терпение.

Я горжусь своим умением понимать других людей и т.д.

Также потренируйтесь в определении предметов самоуважения, при этом проверяйте, насколько вы действительно гордитесь собой и цените себя. Не бойтесь «испортить кашу маслом»: чем шире ваш список самоуважения, тем больше ваша Психологическая Жизненность. Если вы опираетесь на свои реальные качества и действия, то это не имеет отношения к хвастовству, нескромности, наглости, бахвальству и т.п.

Самооценка и Принятие Себя являются основой для существования Личности, поэтому при унижающей критике, направленной на разрушение в той или иной мере человеческого «Я», необходимо восстановление этого фундамента Личности.

Очередным блоком ответных, эффективных реакций на Унижающую Критику является Нейтрализация Критики.

После Восстановления Телесной и Психологической Жизненности можно приступить и к «переработке» полученного критического послания.

Нейтрализация Критики заключается, прежде всего, в минимизации ее разрушительного эффекта.

^
Мы приводим несколько основных способов Нейтрализации:

А. Перевод обобщения в частность

Поясним это. Довольно часто переход от критики действия к унижающей критике осуществляется через чрезмерное обобщение, генерализацию: «Ты всегда опаздываешь!», «Вечно ты ругаешься!», «В вашей семье все такие болтливые!», «Ты мне испортил всю жизнь!».

Первый способ нейтрализации полученной критики такого рода - перевести внутри себя эти сообщения, например: «Я сегодня (а не всегда!) опоздала», «Сейчас (а не вечно!) я выругался», «Это я сейчас долго разговаривала по телефону (а не вся моя семья!)», «Сегодня я действительно испортил ей настроение (но не всю ее жизнь!)».

^ Б. Перевод чувства в факты

Эмоционально-раздраженное «Ты ужасно долго копаешься!» можно перевести как нейтральное «Я ищу свои ключи три минуты».

^ В. Позитивное переформулирование

«Ты как флюгер - вечно меняешь свое мнение!» можно перевести как:

«Я стараюсь адаптироваться к меняющейся ситуации».

«Какой ты напряженный!». Ответ: «Да, я всегда сосредоточен. Это одна из моих сильных сторон».

^ Г. Используйте остроумие

Нейтрализация Критики возможна с помощью удачной шутки и иронии.

Пример:

Рассказывала участница группы I ступени: «Еду по трассе. Тороплюсь на свадьбу. Тормозит гаишник. «Девушка, что это вы такая возбужденная? (в смысле, не выпимши ли). Я быстро нашлась. Улыбаясь ласково: «Да я вас увидела и возбудилась!» Гаишник отпустил молча».

^ Д. Карикатуризация

И еще. Поскольку нейтрализация, еще раз отметим, это ваш внутренний процесс, то попробуйте, несмотря на напряженность ситуации, отнестись к критике еще и с иронией: отметьте чрезмерную патетичность речи, либо несоответствие слов и выражения лица говорящего, либо придумайте смешную ассоциацию про ваш конфликт и т.п. Посмотрите на эту ситуацию хотя бы минутку со стороны и усильте, как в карикатуре, ее смешные стороны - тогда, возможно, ваш ответ родится сам собой и не будет напряженно вымученным.

^ Е. Игнорирование

Унижающую Критику мы не обязаны слушать (см. выше «Психологические Права»). Поэтому вполне уместно во многих случаях выйти из «враждебного поля»: углубиться в свои занятия, не контактировать с собеседником, выйти из комнаты и т. д.

Самостоятельно: прочувствуйте разницу между - «гордо вышел из комнаты» и «позорно сбежал с поля боя».

^ Ж. Прояснение подтекста

Это очень полезно, когда вы чувствуете в завуалированной критике унижающий подтекст. Или когда унижающая критика была неумышленной.

Например, один психолог говорит другому: «Ясно, что у всех этих детей проблемы. Они же из неполных семей!». Ответ: «Я знаю, ты не хотел обидеть их. Ты на самом деле думаешь, что у всех детей разведенных родителей очень много проблем?».

Или: «Вы неплохо справляетесь с детьми для молодого учителя». Ответ: «Вы не могли бы повторить, я не понял, что вы сказали».

^ З. Назвать унижающую критику своим именем

Основной задачей вашей ответной реакции является убедить партнера отказаться от «жанра» унижающей критики.

Иногда помогает просто назвать такую критику своим именем, вывести партнера на осознавание того, что он делает.

Например: «Как ты поправилась, просто пышка!». Ответ: «Подружка моя, ты немножко меня сейчас унижаешь. Не очень-то приятно это слушать».

Вполне возможно «Я-послание» и требование к партнеру: «Мне трудно разговаривать с тобой, когда ты меня унижаешь. Я буду продолжать разговор, только если ты перестанешь меня оскорблять».

^ И. Помочь «прийти в себя»

Если вас не сильно травмирует критика, а ваш партнер является для вас человеком значимым или близким, вы можете попробовать помочь ему.

Поскольку скрытой (а иногда и явной) причиной унижающей критики является обида, злость и другие негативные чувства, которые испытывает критикующий, полезно для критикуемого:

обозначить свое в целом положительное отношение (если таковое имеется) к критикующему или, по крайней мере, обозначить отсутствие своих негативных намерений: «Я очень хорошо к тебе отношусь. Я не хочу тебя обижать и т.п.».

не реагировать на контекст, на смысл слов, а реагировать на чувства критикующего: «Мне кажется, что вам сейчас не очень хорошо. Что-то случилось?».

Теперь, когда мы прочувствовали, как нам плохо, когда нас унижают, есть мотив поучиться грамотно критиковать самим.

^
Как давать конструктивную критику

Когда вы критикуете, важно помнить заранее, что это всегда некомфортная ситуация для критикуемого. Необходимо избегать эффекта унижения человека и помнить о его собственных защитных реакциях на критику.

Ситуация критики не очень приятна, и поэтому дайте себе некоторое время на подготовку, чтобы обдумать свое Твердое Основание, прийти в себя от сильных эмоций (если вы были обижены или раздражены); понять, какие конкретные действия человека вы хотите критиковать, какие у вас с ним статусы, в какой форме с ним лучше разговаривать, хотите ли вы продолжать с этим человеком отношения и т.д.

Важно фокусироваться на его действиях, а не на его личных особенностях.

В конструктивной критике мы выделяем следующие шаги:

Мудро выберите место и время.

Вы можете сказать человеку, что вы хотите поговорить с ним (и, возможно, сказать, что вы хотите дать критику, чтобы он тоже мог подготовиться), и вместе с ним выбрать место и время для разговора.

Критикуйте действия человека, но не высказывайте суждений о его личности.

Например: «Ты уже третий раз опоздал на нашу встречу».

Но не говорите: «Ты самый непунктуальный человек, которого я знаю!»

Если обстоятельства позволяют, скажите о своих чувствах.

Например: «Я чувствую раздражение. Я расстроена».

Но не говорите: «Ты меня раздражаешь и расстраиваешь».

Говорите о последствиях его действий.

Например: «Когда ты опаздываешь, мы не заканчиваем нашу работу, и я злюсь».

Предложите ему изменить его поведение, но не его личные особенности.

Например: «В будущем я прошу тебя приходить вовремя».

Будьте конгруэнтны в словах, тоне голоса и языке тела.

Следите за тем, чтобы степень серьезности ваших слов соответствовала выражению лица и тону голоса, а также контексту ситуации.

Вряд ли во время флирта вас воспримут как серьезного критика. Но и другая крайность непродуктивна. Если вы в близких отношениях с критикуемым, то натягивание на себя «ледяного выражения лица» не будет способствовать взаимопониманию. Серьезность в этом случае не должна переходить в отстраненность.

^ Пример 1: Рабочие взаимоотношения

Если сотрудница вашего отдела опоздала на работу, вы можете сказать ей следующее:

«Мария Ивановна, я хотела бы поговорить с вами о вашем опоздании. Зайдите, пожалуйста, ко мне, когда освободитесь.

Я очень ценю вашу работу в отделе, но сегодня я была очень расстроена. Вы опоздали на работу, не предупредив меня, и наш отдел целый час не мог работать, так как не мог найти все необходимые документы. Я вас очень прошу больше не опаздывать и точно предупреждать меня, если вы задерживаетесь по уважительной причине».

^ Пример 2: Дружеские взаимоотношения

Если ваша подруга опоздала на встречу:

«Машенька, я тебя жду уже 20 минут и уже начала волноваться. Я боялась, не случилось ли с тобой что-нибудь! (Здесь важно поделиться реальными чувствами. Если вы злитесь, можно сказать: «я уже начала злиться»). Я знаю, тебе трудно приходить вовремя. Давай что-нибудь придумаем, чтобы я от этого поменьше страдала. Ну, например, я буду тебя ждать 10 минут, а потом уходить. Я тебя очень люблю и не хочу на тебя злиться или обижаться».

Итак, мы подошли к прощанию.

А может быть, даже к прощению и принятию. Возможно, в наших силах сделать этот мир чуточку лучше, а?

Previous post Next post
Up