Всем доброго. Честно говоря не ожидал такого резонанса своих последних статей о московском позоре и просто невероятной истории в Сокольниках, где не только избивают патриотов своей земли, помогающим мэру бороться с безобразиями в городе, но и умудряются ошарашить весь мир
своими изобретениями.
Напомню, именно в Сокольниках вместо ливневки теперь сверлят дырочки для, как они считают, ухода воды. А в московских парках уже
полным ходом идет работа по уничтожению ливневки. Я за гранит на улицах, сужение проезжей части и платную парковку. Но то что творят с без того чрезмерно слабой ливневкой похоже просто ведет к
гуманитарной катастрофе (раздел Environmental and Ecological Impacts).
Это как раз один из тех многих случаев, когда бОльшее количество денег в наших условиях приводит к худшему результату и иногда к тотальной деградации. Дорогие омичи, не слушайте когда Вам говорят, что все беды Ваших улиц в отсутствии денег. Раньше и москвичам такие сказки рассказывали. Ваши основные беды в отсутствии суперГОСТов и швейцарского подхода к планировке города. Никакими КАМАЗами денег вы Швейцарию не построите. Просто нужно изучать качественные материалы и эффективность вложений там и здесь. И вы сами поймете важность этой работы.
Горжусь тем, что среди моих читателей много настоящих специалистов и профессионалов. В том числе не только в России, но и во многих соседних и европейских странах. Мне приходит много писем от самых различных людей. И вот теперь не выдержали жители немецкого города Бремена. Я много пишу об опыте Швейцарии, повсеместно пытаюсь продвигать великолепный швейцарский ГОСТ
TEDnorm 2015 в котором швейцарцы выложили все необходимые чертежи для создания качественных улиц, особое внимание уделив ливневке.
Один из моих читателей Григорий попросил предоставить площадку для его статьи о ливневке Бремена. Специально для моего журнала он впервые в жизни пытается вот так достучаться до общества. И поводом послужили как раз те безобразия, которые стали происходить у нас. Житель Бремена надеется, что его статья поможет прекратить безобразия и эксперименты с ливневкой. Понять для чего нужна качественная работа как по планированию ливневой канализации, так и по обслуживанию. Именно для этого он специально написал статью и прислал фотографии из Бремена. Смотрите насколько жители изучают и интересуются работой городских систем даже в немецком городе. Тем более эту статью обязательно должен знать каждый житель наших городов, погрязших в проблемах, но думающих о других вещах.
Перед тем как мы её прочитаем позволю себе пару вступительных слов про сам город и немного дополнительных фотографий.
http://www.bremen-tourism.de Бремен является рядовым немецким городом. Население города порядка 550 тысяч человек, проживающих на территории 326,72 км². Количество осадков в год составляет примерно 697 мм. По качеству инфраструктуры, на мой взгляд, он весьма характерен остальной Германии, которая занимает место между Швейцарией и Россией (с учётом соблюдения нами даже древних и отсталых ГОСТов, разумеется).
То есть материалы в Германии часто используются самые простые, не особо лучше наших, но качество работ и инженерии на несколько голов выше.
С другой стороны, до швейцарского качества весьма далеко, в том числе как инженерии и коммуникациям, так и по финишной отделке. Швейцарцы в данном вопросе умеют делать улицы на века, так как основательно повернуты на этом, а ГОСТы пересматривают весьма часто.
Во время их пересмотра у швейцарцев разворачиваются настоящие баталии и наезды со стороны различных организаций и официальных уровней. Изначально федералы, получив отпор регионалов при попытке ужесточения, решают поменять ГОСТы через специальную организацию. Это позволяет им уйти от ударов, подставив последнюю. А с другой узаконить желаемые не слишком популярные перемены, которые трудно, но необходимо исполнить на местах.
Несогласные запросто подключают политиков и соцсети для давления на реформаторов уже в организации по ГОСТам. Но в конечном счете благодаря определенным хитрым маневрам последним удается продавить новые ГОСТы. Работа теперь вновь должна быть пересмотрена, а качество вырасти. Фактически за счёт этого Швейцария продвигается шаг за шагом вперед.
Каждые 10 лет в стране визуально заметны капитальные перемены, которые не требуется вещать и развешивать по ушам каждого жителя страны с экранов ТВ. Каждый их видит своими глазами, а поэтому лично для меня Швейцария это лучший пример.
Раньше плитку на улицах укладывали как в Европе, а сейчас укладывают как в дорогом пентахусе разбогатевшего бизнесмена. Раньше гибли столько людей на дорогах, а сегодня в разы меньше благодаря новым ГОСТам, которые позволяют, поменяв или модернизировав инфраструктуру обезопасить людей, сделать улицы и города более человекоориентированными. На "балансе" теперь, условно, в два раза меньше трупов. Но омские дорожники этого не понимают и похоже не хотят понимать. Их все устраивает так как устраивает швейцарских дорожников и муниципалов до очередной реформы.
Но глупо отрицать тот факт, что по сути и Бремен и Цюрих схожи друг с другом в общей стратегии развития и в весьма успешном решении многих извечных проблем любого города. В том числе и вопросах, связанных с ливневкой.
Бремен сразу после дождя. Где лужи и подтопления?... Может быть наши управленцы или их рядовые оппоненты, тоже выступающие против ливневки объяснят?
Flickr, esmerelda_hb
А вот еще один городок Германии во время дождя... Bayreuth
blogspot.com
Снова Бремен
Flickr, Katrin Bruck
http://stacysees.rosedove.net Трамвай в Бремене
wikimedia.org
А теперь дадим слово жителю Бремена, ему есть что рассказать москвичам!
Канализация и компьютер
Поводом к этому фотоотчету послужили многочисленные снимки затопленных улиц разных городов. Решил рассказать, как эта проблема решается в Бремене да и во всей Германии.
Сегодня утром к нашему дому приехала служба, занимающаяся канализационными системами. Я поговорил с рабочими и расспросил о целях их визита.
Цель их визита: проверка состояния канализационных труб на нашей улице. Для начала должен заметить, что с темой, в принципе знаком. В городе (Бремен) работает несколько служб этого профиля и они разделили всю канализационную сеть между собой: есть службы, которые занимаются крупными коллекторами, а есть для мелких сетей. Как на моей тупиковой улочке 130 метров длиной.
Ну, приблизительно, как кровеносная система: есть крупные сосуды, а есть капилляры.
Их задача: поддерживание канализационной системы в рабочем состоянии, т.е. система должна достаточно быстро отводить выпавшие осадки. Система может выполнять свою функцию, если
1. Трубы имеют достаточный диаметр, для отвода регулярных осадков (аномалии в расчет не берутся, они происходят достаточно редко. Да, заливаются погреба, иногда вода поднимается до уровня жилого помещения и тогда вступают в работу спасательные службы, но это относится к аномалиям, т.к. происходит достаточно редко. Но происходит.) (Тут надо учесть, что к аномалиям в развитых странах относятся именно аномалии. А не месячные осадки за пару дней на фоне выпиленной или убитой ливневки, которые маскируют термином «аномалия» в наших городах. прим. А.М.)
2. Система не должна иметь засорений.
3. Трубы не должны иметь повреждений.
Первый вопрос решается при проектировании системы и в этом рассказе на рассматривается.
Второй вопрос: регулярно проводится чистка/промывка системы. Даже на моей короткой тупиковой улочке регулярно (несколько раз в год) чистят и ливневки и ливневый колодец и сами трубы. Самими ливневками занимаются отдельные службы. В конце будет два слова об этом.
И третье, то что я сегодня уже не в первый раз видел: визуальный осмотр всей системы изнутри. Просматриваются все участки канализации от колодца до колодца.
Теперь фотографии.
В колодец вставляется направляющая труба (оранжевая), которая примыкает к проверяемой трубе, на которой имеется приемное устройство. В оранжевую трубу вводится достаточно жесткий, но гибкий шланг с тросиком и кабелем внутри.
На конце этого тросика имеется видеокамера с подсветкой.
Шланг сматывается с барабана.
Шланг перемещают по трубе, и камера по кабелю выводит картинку на экран компьютера. В любой момент оператор может сохранить определенное изображение в компьютере. Приблизительно, как на УЗИ. На пульте компьютера имеется джойстик, с помощью которого камера может отклоняться в разные стороны, обеспечивая таким образом полноценный осмотр трубы.
Если на трубе обнаружено повреждение, это место легко локализируется по длине введенного шланга. Затем приезжают ремонтники, и ремонтирую поврежденный участок: либо запечатывают герметиком, либо раскапывают этот участок и заменяют поврежденный участок трубы.
Для больших диаметров труб камера устанавливается на тележку с электроприводом. Управление и тележкой, и камерой осуществляет оператор. Понятно, что перед таким осмотром трубы промываются.
Теперь немного о том, как дождевая вода подходит к ливневке.
1. Дождевая вода с крыш зданий не льется из водосточных труб на тротуар. Эти трубы отводят воду с крыш сразу в канализацию. Это в 100% всех крыш в Германии. На тротуар попадает исключительно вода с небес. (Аналогично в Минске, который принял опыт Германии и Швейцарии, прим. А.М.)
2. Все проезжие части улиц имеют уклон, реже односторонний, чаще двухсторонний, т.е дорожное покрытие - выпуклое. Асфальт положен не на всю ширину покрытия. Около 30 см. у бордюра по всей длине улицы проезжая часть выложена плиткой, образуя таким образом канал для сбора дождевой воды, в котором каждые 20-30 метрах имеется ливневка. (Швейцарские чертежи TEDnorm регламентирует только один ряд плитки, а вот в парках и скверах используют подобную ширину мощения, прим. А.М.) И так с обеих сторон дороги. Благодаря выпуклости дороги, в каналах с обеих сторон собирается вся вода с дороги, уходящая сразу в ливневку. Разницу в высоте, т.е высоту сегмента найти не удалось, "на глазок", думаю, около 10 см и зависит она, конечно. от ширины дороги. Кстати, в поисках параметров выпуклости дороги я наткнулся на информацию, что это не бременчане придумали, а Древний Рим.
3. Все тротуары имеют небольшой (градусов до 3) уклон в сторону дороги. Тротуары чаще не покрыты асфальтом, а выложены плиткой. Плитка лежит на хорошо утрамбованном песке. (Аналогично и в Москве, однако швейцарцы разработали
более хитрую систему укладки плитки и брусчатки) Дождевая вода, уходя по наклонной к ливневке на дороге, частично уходит в зазоры между плитками в песок. Образованию луж нет никаких шансов.
И еще немного о ливневках. С определенной периодичностью приезжает служба, которая занимается исключительно ливневками. Ливневка может забиться мусором, опавшими листьями и.т.п.
Лучше один раз увидеть...
Чистка ливневки:
Click to view
Обратите внимание: длина фильма 1:03, т.е весь процесс занимает не более ОДНОЙ минуты плюс 10 секунд надо, чтобы доехать до следующей ливневки.
А этот фильм еще лучше.
Click to view
Во-первых, за 4:19 было почищено 3 ливневки и при этом не видно какой-то спешки или халтуры в работе. Во-вторых, в этом фильме видно то, о чем я писал ранее: покрытие проезжей части выпукло и тротуар (в данном случае) парковка тоже имеет уклон в сторону дороги. Кстати, по номеру машины видно, что фильм снят в городе Гота (Gotha) в бывшей ГДР.
В результате: через пару минут после окончания дождя и тротуар и дорога уже почти сухие.
О лужах я здесь, в Германии, просто здесь забыл. Но как привести канализацию в должное состояние - не есть тема данного текста.
Таким образом теперь и вы знаете как можно получать удовольствие от своего города даже во время сильного дождя! (А.М.)
Flickr, esmerelda_hb
https://fashiontetris.files.wordpress.com Моя позиция очень проста. Мы должны не помогать или оправдывать деградацию, а искать пути для исправления ошибок, в том числе очень тяжелых и монументальных, находить возможности улучшать ситуацию и развивать свои земли.
С уважением, Александр Мостовой