История улицы Нагорной, как известно, началась в конце XIX века, когда товарищество "Вдова Анны КатуарЪ и компания" в 1896-ом годе построило шелкокрутильную фабрику при слиянии речек Котловки и Коршунихи, на землях сёл Никольское и Верхние Котлы, на противоположном берегу от них и Серпуховской дороги. К фабрике было проложено шоссе, ответвлявшегося от Варшавского за мостом МОЖД.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/914553/121483651.9d/0_991cd_6b4e3cb5_XL.jpg)
Вот это проложенное тогда шоссе, названное Катуаровским и дало начало Нагорной улицей, коей было названо в 1956 году, когда полностью вошло в состав Москвы. Впрочем, само шоссе вело не только и не столько к шелкокрутильной фабрике, сколько к другомк заводу этой же фирмы, в районе нынешнего Нагорного бульвара. Там же располагалась небольшая усадьба, возможно, загородный домишко Катуаров, после революции там располагалась ветклиника. Когда она исчезла - достоверно неизвестно, но после войны уже на том месте пусто, кроме каких-то хозпостроек, используемых местными колхозами или что-то такое.
В целом же пространства междуречья Котловки и Коршунихи были довольно пусты. Возможно, где-то в районе усадебки Катуаров существовало поместье Прончищевых, которым принадлежало
Никольское на другом берегу Котловки, заречное хозяйство в пару изб, но по всем сведениям, пространства сии использовались исключительно как выпасы и покосы. Ни полей, ни лесов к XIX веку здесь в заводе не было. Что можно оценить по фотке 1917-ого году с фабрикой Катуар, снятую с отводной ветки МОЖД №219 в месте её пересечения с Павелецкой ж/д:
Перед нами излучина Котловки, вдали виден овраг Коршунихи, а влево на гору и проходит Катуаровское шоссе. Кроме рабочей казармы в левой части снимка до наших времён ничего не сохранилось, сама
фабрика сгорела в 2014-ом и исторический корпус восстанавливать не стали, взгородив на месте нечто непонятное, деловое...
Первые попытки освоения пространства вдоль шоссе были предприняты в 1909-ом году, когда братьям Весниным заказали спроектировать жилой посёлок-сад "Никольское". По проекту был запланирован коттеджный посёлок для богатых буратин (нечто похожее на Новогиреевский или позднейший Сокол), даже трамвай должен был ходить, чо.
Планировка предполагаемого посёлка-сада "Никольское"
И общий вид:
Проект был нереализован по понятным причинам - война, революция, не до того стало. Хотя, есть мнение, что какие-то предвартиельные работы и трассировка проведены были, или же когда в 30-ые годы начали застройку данного места были использованы некоторые наработки. По меньшей мере сохранилась продольно-поперечная планировка, а первые два поперечных проезда сохраняются поныне. И даже первый виден на карте 1929 года в виде дороги, ведущей к дамбе и мосту через Котловку:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477847/121483651.9e/0_99680_9e41d6e0_XL.jpg)
1. Первый "веснинский" проезд
2. Дамба пруда (виден на проекте и был реализован)
3. Ветклиника в бывшей усадьбе Катуар
Пруд был реализован и просуществовал до 50-ых годов. Потом спущен, сохранилась насыпь дамбы в конце существующего поныне, выполняет функции моста через Котловку:
Как видим на карте 1929 года, кроме самого начала Нагорной возле самой фабрики, никаких других построек ещё нет. Только в районе нынешних домов 2 к 1 и 2 к 2 были какие-то строения, видимо, как раз жилая инфраструктура бывшей катуаровской фабрики, ставшей "Красной крутильщицей" или "Крутилкой" на местном сленге. Сейчас тут только 2 башенки серии И-209 построенных в 70-ых:
Первая же серьёзная волна застройки началась в середине 30-ых, когда землю выделили нескольким московским заводам, начавшим бодро застраивать местные пространства барачными зданиями. Ведомственный характер сохранялся и позднее, породив достаточно кудрявые варианты домиков. Например, кирпичный вариант серии II-18, что, вообще, довольно неожиданно. Впрочем, оно было позже, а пока смотрим карту конца 30-ых:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/875526/121483651.9e/0_9967c_a0c54705_XL.jpg)
Здесь мы видим довольно разношёрстное сборище микропосёлочков разбросанных вокруг Катуаровского шоссе: "Посёлок Коммуна", "Посёлок З.И.С.", "Ленинский рабочий посёлок". Кстати, "Посёлок З.И.С.", скорее всего ошибка. Ибо именно в этом месте находился "Посёлок Строитель", такой адрес был на письмах 40-ых годов. Заселялись сюда нанятые московскими строительными трестами крестьяне, привлечённые на стройки расширяющейся Москвы.
Для рядовых пейзан из "оргнабора" были построены обычные бревенчатые или щитовые бараки, иногда оштукатуренные, инженерно-конторский персонал размещался вот в таких двухподъездных восьмиквартирных домах:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/872132/121483651.9d/0_991c7_ec38daa2_XL.jpg)
Спроектировал их тут же и проживающий в соседнем доме некий Ларин. Дома были, понятно, коммуналками. По 5-6 человек на 14-16-метровую комнату, но здесь были в каждой квартире кухни и сортир. В бараках сортиры были во дворе, большие, многоочковые, ещё и не на один дом. Там условия были гораздо хуже, а в "инженерных" было довольно терпимо. Но отопление печное и дровники, понятно.
Вот на этом балкончике второго этажа левого дома местные жители любили сниматься - солнечная сторона. Ну а мы можем посмотреть на быт начала 50-ых годов, что на тех балконах хранили.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/877150/121483651.9d/0_991c3_4814d13_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/762837/121483651.9d/0_991c4_f8881b19_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/962386/121483651.9d/0_991c1_369f938c_XL.jpg)
А вот ещё вид двора:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/121483651.9d/0_991c2_b9675645_XL.jpg)
Сзаду лётчика с бабой торец "инженерского" дома, а слева - как раз типичный засыпушный барак. Палисадники свидетельствуют о более позднем времени, 50-ые годы. Изначально моды на палисадники не существовало, желающие поогородничать жители плотно запахивали огороды вдоль Котловки. Некоторые жители бараков даже притащили с деревни коров, пася их по берегам, а жители бегали к ним с бидонами за молоком до конца 40-ых...
Вот ещё фоточка с бараками на заднем плане 40-ых годов:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/880237/121483651.9d/0_991c5_82216120_XL.jpg)
ЗиМ, конечно, не принадлежит дяденьке на фоте. Это он из понтов заснялся рядом, автомобиль казённый. В бараках жило большое количество шоферов, иногда приезжавших на обед или оставлявших машину шефа у дома. Да, после войны многие шофёры были, кстати, женщины. Как и этого ЗиМа, возившая какую-то шишку. А машину рядом с бараком ставила, чо. Такая вот жызнь.
Место, заснятое на этом снимке с аэрофотосъемки 1942 года:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/893194/121483651.9d/0_991c6_2fd64cf6_orig.jpg)
Синяя стрелка указывает на барак. Красная стрелка - направление съёмки фото с машиной. Зелёным обозначен второй, дальний дом со снимка домиков архитектора Ларина...
Продолжение следует...