Генерал Сергей Марков: «Всё для Родины и ничего для себя»

Oct 08, 2013 10:27



Сегодня - Праздник преподобного Сергия Радонежского, великого русского святого.
Поздравляю всех друзей с праздником!

Хочу напомнить, что 8 октября это и полковой праздник Марковского полка, чей командир - генерал Сергей Леонидович Марков был назван в честь святого Сергия.

Поскольку я принципиальный противник однобокого освещения событий гражданской войны со стороны красных, хочу напомнить об этом замечательном полководце.

Генерал-лейтенант С. Л. Марков родился в 1878 году в семье офицера, участвовал в войне с Японией и Германией, выдающийся полководец гражданской войны.С его сухой биографией можно ознакомиться здесь. Я же даю текст из газеты «Великая Россия» (№ 230, Ростов на Дону, 13 (26) июня 1919 г.):

"Год назад Добровольческая армия потеряла самое прекрасное, что имела - того, кто нетленной красотой своей души озарял беспросветный мрак долгих ночных переходов по степям Кубани. В ночь на 13 июня не стало генерала Сергея Леонидовича Маркова, скончавшегося от ранения в голову осколком гранаты под Шаблиевкой.

Чтобы изобразить в немногих словах то место, которое занимал в первоначальной Добровольческой армии С.Л. Марков, можно образно сказать, что, если в Алексееве воплотился разум Армии, ее идея - путем образования Национальной вооруженной силы возродить Русскую Россию, в Корнилове - воля Армии, ее неудержимое стремление преодолеть все препятствия на пути к поставленной высокой идее, то в Маркове нашло себе выражение то чувство безграничной любви к Родине, беззаветной готовности нести за нее жертвы без счета и меры, которое одухотворяло маленькую Армию, давало ей силы осуществить свою идею и преодолеть препятствия. И как духовная жизнь человека складывается из сложного взаимодействия разума, воли и чувства, так и первоначальная

Добровольческая армия не была бы тем, чем она была, если бы на нее не наложили своего отпечатка Алексеев, Корнилов и Марков.

Вспоминается мне Марков в первые месяцы Отечественной войны, когда он, молодой полковник Генерального штаба был начальником разведывательного отделения Штаба Юго-Западного фронта. Всегда впечатлительный, пылкий и подвижной, он не находил себе места в канцелярии: то он ездит на автомобиле в нейтральной зоне (между нашими арьергардами и арьергардами немцев), то летает на воздушную разведку, то неожиданно подает Алексееву записку с оценкой операций и собственным смелым планом военных действий.

Не усидев в большом штабе, Марков идет начальником штаба в 4-ю «железную» стрелковую бригаду генерала А.И. Деникина, затем вступает в командование 13-м стрелковым полком. Совершив во главе полка беспримерные подвиги и награжденный орденом Св. Георгия, беспокойный Марков за короткое время переменил целый ряд должностей и побывал на различных фронтах, включая Кавказский.

После переворота Марков снова стал ближайшим помощником генерала А.И. Деникина, состоя поочередно вторым генерал-квартирмейстером Ставки и начальником штабов Западного и Юго-Западного фронтов. Помню его приезд в Бердичев. За два с половиной года он мало изменился: такой же живой, деятельный, полный одного порыва все силы положить на служение Родине.
Дальнейший жизненный путь Маркова известен всей России: смелое и прямое заявление о поддержке Корнилова и «Бердичевский застенок», «шествие на Голгофу» и Быховское заключение, бегство на Дон и участие в формировании Добровольческой армии, бой под Батайском и сказочный Первый Кубанский поход, набег на Сосыку и долгие, изнурительные бои у Прощального разъезда, наступление через район Зимовников и взятие роковой Шаблиевки.

Из многих эпизодов, характеризующих Маркова в Кубанском походе, часть которых получила уже широкую известность, мне с особой ясностью вспоминается тот момент, когда он на ст. Новодмитриевской принимал офицеров кубанских частей, вошедших в состав его бригады. Помню радостные слова и лица кубанцев, поступивших под начальство такого прославленного боевого вождя, и помню заботливость Маркова, вникавшего во все нужды своих подчиненных. С этого дня и до конца жизни Марков был всеобщим любимцем кубанцев. Умирая Марков благословил своих кубанцев иконой и дал им свой завет: «Я верю, что Россия снова будет Единой, Великой, Могучей».

В трогательном, задушевном отношении Маркова к подчиненным проявилась внутренняя сторона его духа, скрытая от толпы под оболочкой сурового воина. Многие не знают, что в многогранной натуре Маркова суровая воинственность, символизируемая его знаменитыми белой папахой, кожаной курткой и казачьей нагайкой сочеталась с такой тонкой чуткостью души и глубиной поэтического созерцания, которая свойственна только великим художникам или великим праведникам.

Великим художником он не был, хотя и писал стихи, изящные по форме и глубокие по содержанию. Но как не признать Маркова великим праведником, страстотерпцем, если вспомнить слова, которые он несколько раз повторял в Быхове, и искренность, которую он запечатлел своей кровью: «Дайте мне на два дня власть в Ставке, я разгоню большевиков, наведу порядок и - вернусь в свою тюрьму». «Всё для Родины и ничего для себя», - вот смысл этих слов, вот смысл всей жизни и смерти Маркова."
Вечная память русскому генералу Сергею Маркову.

гражданская война, Сергий Радонежский, Сергей Марков, история

Previous post Next post
Up