Конец 80-х годов ушедшего века запомнился зрителю ожесточенной полемикой в армейском кино. Фильм Самвела Гаспарова «Координаты смерти», вышедший на экраны в 1985 году, впервые показал средствами кинематографа всю страшную правду о вьетнамской войне. Американские кинематографисты, долго прятавшие правду о причинах позорного поражения во Вьетнаме за привычной фальшью и патетикой, принялись оправдываться и вдруг увидели, что изъян американской военной мощи - в подготовке новобранцев. В 1986 году вышел "Взвод" Стоуна, показывающий жестокую муштру морских пехотинцев, которая никак не помогает им после заброски во Вьетнам. Год спустя Кубрик выпустил «Цельнометаллический жакет», трактовавший боевую подготовку как сексуальное извращение. Но это местечковое состязание за звание «совести Голливуда» (если такое словосочетание вообще уместно) было лишь запоздалым прозрением. Снятый в том же 1987 году и победоносно прошедший по экранам фильм «Команда 33» показал, в чем действительная сила армии и в чем залог ее побед.
Появление «Взвода» и «Цельнометаллического жилета» совпало с видео-бумом в нашей стране, когда открылись информационные шлюзы, сдерживавшие поток сомнительной кинопродукции. Так что можно понять неискушенных зрителей, полюбивших эти пафосные на грани дурновкусицы картины, наряду с такими откровениями видеопроката как «Эммануэль» и «Греческая смоковница». Тем достойнее выглядел ответ наших кинематографистов со стремительно набиравшей в те годы силу Свердловской киностудии - в прокате 1988 года «Команду 33» посмотрело 15,4 млн. зрителей. Фильм убедительно показал, что главным отличием нашей армии всегда была и есть
уникальная система армейского наставничества, способствующая «пробуждению души» молодого человека, превращению мальчишки-новобранца в настоящего защитника отечества. Эта сложившаяся веками традиция просто делает невозможной ситуацию из «Взвода», когда несоциализированная озверевшая солдатня устраивает междоусобные разборки вместо выполнения боевых задач.
В основу фильма опытного режиссера Николая Гусарова положена повесть "Воинский эшелон" прекрасного писателя Альберта Лиханова, всю свою жизнь и все свои книги посвятившего нашим мальчишкам. Повесть превратил в крепкий сценарий опытный оскароносец Валентин Черных. Добрый, местами ироничный и комедийный фильм рассказывает о долгом пути молодых парней к месту прохождения службы в рядах вооруженных сил и о том, как с первых шагов новобранцев на их отцов-командиров ложится большая ответственность за становление личности.
…Очередной призыв на воинскую службу. Молодые парни, получив повестки из военкомата и пройдя медкомиссию, догуливают оставшиеся до службы дни по-разному: кто-то на дискотеке, кто-то в компании друзей на природе, а некоторые даже хулиганят, устраивая потасовки. Но отшумели проводы, которые по нашей традиции отмечаются чуть ли не как свадьба. И вот полковнику Никитину (в его роли потрясающий актер и человек Юрий Назаров) с группой офицеров поручено сопровождать воинское формирование призывников, получившее порядковый номер 33, в специальном воинском эшелоне до места службы.
А место службы у будущих морских пехотинцев - Дальний Восток. Добираться туда им предстоит несколько суток. Именно здесь в вагонах этого поезда, когда нет уже рядом пап и мам, молодым призывникам предстоит постигать первый опыт настоящей армейской жизни... А помогут им в этом опытные отцы-командиры во главе с полковником Никитиным. Фильм убедительно показывает, что становление бойца начинается задолго до боевой подготовки в образцово-показательной учебной части и ею не ограничивается.
Но оставим наших новобранцев в тот момент, когда им еще только предстоит дальняя дорога. Фильм стоит посмотреть снова и снова, ведь в нем, несмотря на камерность, зрителя ждет множество событий - комичных, грустных и трогательных... Чего стоит одна только сцена на медкомиссии в военкомате, необычайно популярная у зрителей на премьерных показах (напомним, что заражение т.н. СПИДом детей в больнице Элисты произошло только в постпремьерном 1989 году).
- Вот тут..сыпь у меня, и чешется!
- Чешется?! ... М-да... Это неизлечимо. Придется ампутировать...
- Как?!
- Под обрез, тупыми ножницами!
- Спасибо, доктор! А я думал, что у меня СПИД!! :))
Вместе с мужественным, надежным и необычайно популярным Юрием Назаровым (в то же время вышел на экран знаменитый фильм «Маленькая вера» с его участием) в фильме снялась целая плеяда молодых актеров - Сергей Тезов, Александр Рахленко, Владимир Белоусов, Сергей Созинов, Геннадий Сидоров, Сергей Пожогин, Валерий Немешаев, Валерий Храмцов. И конечно, нельзя не упомянуть о единственной женщине в этом мужском ансамбле. Наша самая загадочная кинодива 80-х Милена Тонтегоде блистательно справилась с ролью пpoвoдницы Марины, кoтopaя paздeвaeт нoвoбpaнцeв, oдeтых пoд "фиpму", и пoкупaeт их вeщи.
Разумеется, западный кинематограф не мог не заметить «Команду 33». Фильм вызвал волну нумерованных подражаний (из последних назовем ура-патриотическую поделку «Команда 49» с малоубедительными Джоном Траволтой и Хоакином Фениксом). Однако за этими формальными подражаниями нет главного - ведь даже на экран невозможно перенести уникальный опыт социализации, накопленный в российской армии. Опыт, в основе которого - любовь к человеку, чуткое отношение к его душе со стороны командира отделения, проводящего с солдатами 24 часа, фактически заменяющего новобранцам отца. Так что и дальше американские солдафоны (наподобие скотины-сержанта Хартмана из «Цельнометаллической оболочки») будут кричать на американских недотеп-новобранцев, разрушать их чувство собственного достоинства унизительными прозвищами, непрерывной муштрой, суровыми наказаниями за неподчинение общим требованиям. Это и понятно, ведь их единственная цель - вселить в молодых парней почтение и страх к неограниченной власти.
Фильм «Команда 33», конечно же, не единственная работа нашего кино об армейском наставничестве. Нам уже приходилось говорить о более чем полувековой традиции кино о новобранцах, тесно связанной с именем прекрасного писателя Ивана Стаднюка. Не прошли мимо зрителя прекрасные фильмы «Старшина» Николая Кошелева (1979) и «Сержант» Станислава Гайдука (1985). Нельзя не упомянуть и еще один фильм, как бы предвосхитивший «Команду 33» - это, несомненно, «Весенний призыв» (1976) Павла Любимова, заслуженно отмеченный серебряной медалью имени Довженко и призом Краснознаменного Прибалтийского военного округа за лучшее раскрытие военной темы в кино.
В одну из воинских частей с очередным весенним призывом прибывает новое пополнение. Замкомвзвода Карпенко не только готовит новобранцев к нелегкой воинской службе, но и преподает уроки человеческих взаимоотношений. Его прирожденный педагогический опыт побеждает недоверчивость, ироничность и хитрость новобранцев...
Молодые актеры Фатюшин и Костолевский, приглашенные на главные роли сержанта и призывника-интеллигента, блестяще справились с поставленной задачей. Авторам картины удалось убедительно показать, как сержант и новобранец в напряженном общении постигают нравственные уроки, необходимые для несения службы. Удачными получились и дуэты Проскурина и Постникова, Костолевского и Каменковой.
Увы, многие нынешние киноманы с большей охотой пойдут в кино на высокотехнологичный «Полярный экспресс», чем на потрясающее железнодорожное роуд-муви «Команда 33». А битва желтого и черного зверо-роботов в «Трансформерах 2» наверняка привлечет больше зрителей, чем психологическое противостояние героев Фатюшина и Костолевского в «Весеннем призыве». Но когда враг будет у наших ворот, сокрушаться по этому поводу будет поздно.