Судьба древней Златоглавой Москвы.

Aug 05, 2009 20:53

Первая публикация в интернете избранных глав книги Г.Я. Мокеева "Небесный Град Святой Руси".



предисловие

Солнце, сожги Настоящее
Во имя Грядущего,
Но помилуй Прошедшее.

/ Николай Гумилев. Молитва /
Судьба древней Златоглавой Москвы необычна хотя бы уже потому, что все в ней происходило и происходит на высшем уровне, а в символическом аспекте - на «вышнем» уровне.

Так, более трехсот лет с конца XIV до XVIII века город был священной столицей Московской Руси. Русские люди наделили ее тогда всеми возможными для нее достоинствами, проявляя затем к Златоглавой Москве свое безмерное восхищение и беспредельную любовь. Но с тех пор нашлось много врагов-ненавистников русской столицы, которые употребили много сил для ее разрушения. Святая Русь во время развитого феодализма «вознесла» город до небес, превратив его в символ Небесного града, рай; нерусь при капитализме, социализме, анархии «низвергла» его в преисподнюю, в ад.

Такое контрастное отношение: на одном полюсе Любовь, на другом - Ненависть, отразилось на московском градостроительстве: запечатлелось-зафиксировалось в структуре города, его планировке, застройке, композиции, символике, облике, образе.

Обо всем можно прочесть в этой книге. Для начала, для общего вступления «дано слово» нескольким выдающимся представителям русской мысли, а дальше в эпиграфах протянута цепочка «мудростей» по разным темам, освещенным в текстах.

Философ А.Ф. Лосев: «Эпоха великой духовной культуры, великих исканий и высших достижений человеческого духа, «наивысшей свободы» - это эпоха феодализма. Я... утверждаю, что феодальный строй и его идеология стремились не к эксплуатации трудящихся, а к истине, - так конечно, как это тогда понималось... Феодально-крепостнический уклад является предельной высотой в истории человечества, двигаться дальше человечество могло только вниз.
Капитализм, социализм, анархизм - это ступени, которые проходит «каббалистический дух» на пути к своему окончательному раскрытию и безраздельному овладению миром («Дополнения к диалектике мифа». Источники. Вестник архива президента РФ, 4, 1996. С. 123).

Отец Павел Флоренский: «После краха всей этой мерзости, сердца и умы уже не по-прежнему вяло и с оглядкой, а, наголодавшись, обратятся к Русской идее, к идее России, к Святой Руси» («Иконостас», М., 1995. С. 9).

Поэт Сергей Есенин: «Мы должны ясней изучить свою сущность, проверить себя не по годам тела, а по возрасту души, ибо убеленный сединами старец иногда по этому возрасту души равняется всего лишь пятнадцатилетнему отроку... Но многие пребывают просто в слепоте нерождения». («Ключи Марии». Собр. соч., III, М., 1970. С. 147-148).

Художник Василий Поленов: «Мне кажется, искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство будет тебя сплошь обдавать ужасами и злодействами, то уже жить станет слишком тяжело» (Сахарова Е.В. В.Д. Поленов. Хроника... М., 1964. С.393).

Аксаков К. С:

«Столица древняя родная,
Ее ль не ведает страна?
Ее назвать, и Русь Святая
С ней вместе разом названа».

Полежаев А. И.:

«Великий град на берегах Неглинной,
Святая Русь под мантией старинной,
Москва - приют радушной доброты...»



Продолжение ЗДЕСЬ

Небесный Град Святой Руси, Мокеев

Previous post Next post
Up