Jul 22, 2010 14:13
Думаю, этот вопрос нам задают так часто, что на него уже пора ответить отдельной статьей.
Примерно раза три в неделю от того или иного посетителя мы слышим: ну зачем вы ругаете УГ и ТВО? Зачем вы вообще о них упоминаете, да еще в таком безжалостном тоне? Ну пишут себе люди и пишут, хорошо, что не ширяются, а от ваших рецензий у них сахар в крови падает и им болестно. Давайте вы будете рецензировать исключительно понравившуюся литературу, ставить ей высокие оценки, рекомендовать окружающим, что читать, просветительствовать, словом? И никто не будет возмущаться тем, что его опус открыто назвали говном, все будут хотеть, чтобы их тут похвалили, а кого не похвалили, будет расстраиваться. И вы будете все такие вальяжные, благолепные, в почитателях и обожателях…
И мне все время хочется сказать: если вам захотелось атмосферы приятного, благолепного литературного клуба, то вам не сюда. Писать рецензии исключительно на книги высокого класса, не обращая внимания на всяких убогеньких, затапливающих рынок дрянью собственного производства - это и в ЖЖ можно... просветительствовать. Там, по крайней мере, информация такого рода не будет выглядеть рекламным проектом «Повысим духовность нации, общаясь с нацией по душам в специально отведенных для этого местах».
Кому нужны похвальные рецензии на книги, которые выше и похвал, и критики? Вы хоть понимаете, дорогие вы мои миролюбцы, что писать рецензию МОСКовского типа на гоголевского «Вия» (нуачо? тоже фантастика…) - это надо иметь наглость в голосе? Причем наглость самого быдляцкого разбора. Замешанную на убеждении, что литературоведения не существует. Да и не титанов, а просто "отцов и матерей жанра" любители этого самого жанра и без рекламных, и без пользовательских рецензий знают, уж будьте покойны. Так что массированно просветительствовать всем сайтом (большая часть рецензентов которого, прошу заметить, ни разу не литературоведы) - по большому счету, невообразимая глупость и самонадеянность.
Впрочем, спрашивающим кажется, что глупость и самонадеянность - это как раз то, чем мы сейчас занимаемся. Говорим прямым текстом, что такие-то и сякие-то новинки, идущие на прилавок бурным потоком, откровенно нечитабельны. Заявляем о формировании мейнстрима из УГ, в чем самое активное участие принимают вскормленные СИ авторы, действующие по принципу «Я тоже так могу». И даже имеем наглость писать о деградации отечественной фэнтези под напором людей даже не корыстных, а попросту необоснованно амбициозных.
Не трогайте вы их, графоманов этих! - повторяют нам со всех сторон. Нинада! Они такие страшно обидчивые, их фанаты такие обидчивые и страшные, тролли страшные и обидные, а эти ваши «выездные сессии», где вы объясняете очевидные вещи слепоглухонемым наркоманам от масс-культуры - это вообще ужас что такое! Да разве ж мы вам запрещаем сидеть, завернувшись в теплый клетчатый плед, с матэ и Коэльо, и не обращать внимания на то, что там на книжном рынке делается? Сидите, почитывайте, чаек попивайте. Очень способствует гармонизации мироощущения. Не ходите на сайты, где говорят жестокие слова в лицо молодым авторам, пытающимся пропихнуть между двумя словами своей характеристики еще и слово «талантливый» - да оно не влезает. Дайте отечественной фантастике тихо сдохнуть под тяжестью навалившихся на нее самодеятельного, клонированного убожества.
Ну зачем критиковать стихию? - спрашивают нас. Это не стихия, а протечка канализации, - отвечаем мы. Тогда зачем критиковать протечки канализации, все равно вы не сантехники и заделывать это не будете? - звучит очередной вопрос. Да потому, что сантехник приходит только если его вызывали, понимаете? Идеи, кстати, тоже приходят, если их вызывали. И если кто-то или что-то наведет вас на мысль - уж будьте уверены, вы эту мысль в свой мозг пригласили не случайно. Была для нее база подготовлена, была.
Есть такое выражение в психологии - «заражение общественным настроением». Оно означает, что людям свойственно примыкать к чужому эмоциональному состоянию. И если изо дня в день читать славословия немыслимому убожеству, множество людей сначала сопротивляется, потом устает, потом начинает думать: может, я чего-то не понимаю? Может, в каком-то смысле это и есть новое слово в искусстве? А что? Время-то идет, мир тоже куда-то идет... вместе с временем...
Так вот, на этом этапе «почти согласия» сайт, подобный нашему, может оказаться полезен. Он в некотором роде окажет поддержку человеку, готовому опустить планку приемлемого литературного произведения на уровень плинтуса. И не даст ему придти к выводу, что он один такой, не видящий красоты новых литературных поделок.
Ну и что? - предвижу я вопрос. А если бы он стал лучше думать про эти книги, кому было бы плохо? Я вам скажу кому. Читателю нового поколения. И как следствие - всему литературному направлению в целом. Потому что читатели влияют на литературу не меньше писателей.
Вполне вероятно, что даже сдавшись на милость выкормышам «Армады», не всякий человек станет читать пресловутое УГ: воспротивится вкус, выработанный много лет назад, до нашествия «Армады» на литературу. Но и никакого внутреннего протеста большинство сдавшихся не ощутит, когда при них станут рассуждать об ЭТОМ, как о литературе. И скорее всего поддержит очередного знакомого УГшника просто потому, что «мне не трудно, а человеку приятно». И не вылезет из-под клетчатого пледа, хоть убивай при нем этот самый фантастический жанр. А что? От меня же ничего не зависит…
Если говорить за себя, то мне этот сайт помог избавиться от накатившего ощущения, что я чего-то не понимаю. От эманаций принципа «Миллионы мух не могу ошибаться». Я, умом понимая, что качество развлекательной литературы не просто упало - обрушилось к чертям собачьим, все-таки эмоционально была уже готова признать: ну что, мейнстрим - он такой мейнстрим… Хотя никакого мейнстирима нет. Есть несколько нищих издательств, использующих очень старый принцип минимизации расходов. Раскрутку за них производит СИ. Платят они своим избранникам, за редким исключением, гроши. Оформление кое-как ваяется фотошопом. Редактура и корректура фактически отсутствуют. Эти книги стоят чуть дороже бумаги, на которой напечатаны. А ущерб читательским мозгам оценивать - да зачем? Мы ни на что не можем повлиять, мы лучше почитаем классику.
Послушайте, уважаемые почитатели классики, советующие нам ее рекомендовать и рецензировать. Вы хотя бы представляете, как они воспринимаются, эти «переполненные добрым словом» ресурсы о классиках-гениях-основоположниках? Как рекламная инфа. Как попытка впарить залежалый товар. Пользователей от подобных попыток уже воротит. Классики и гении не нуждаются в рекламе. И в самодеятельных рецензиях они не нуждаются. Либо профессиональный литературоведческий разбор, либо анонс и ознакомительная заметка. А рецензировать одного великого мастера за другим означает превратиться в коммивояжеров, расхваливающих все, что в коробе лежит. Спасибо, что-то не хочется.
Мы лучше продолжим свои откровенные высказывания в адрес самиздатовского засилья в отечественной фантастике.
Идея о создании ресурса, на котором неопытные или незамеченные авторы могли бы выложить свои работы - хорошая идея. Но, как оно обычно и бывает, идея не пережила воплощения. Местничество, протекционизм, клановость, накрутка, поклонение рейтингу - и, как результат, «Армада». Механически отбирающая тех, кто раскрутился на СИ до определенных показателей посещаемости, «Армада» внесла в жизнь Самиздата элемент рулетки. В которую молодые авторы играют как одержимые.
И вместе с ними в нее играет и отечественная фантастика. И неизвестно, на сколько лет назад ее отбросят даже не графоманы, а читатели, готовые согласиться с тем, что и графоман имеет право называться писателем, если его напечатали и если у него имеются читатели. Литература из искусства превращается в «ну что-то в этом есть, раз читают». Именно с помощью читателей, опускающих и опускающих планку. А зачем? Все равно от меня ничего не зависит. И пусть течет из канализации. Меня ждет мой теплый клетчатый плед.