1. Аллаху Акбар - среди ночи.
Каждую ночь я вспоминаю Высоцкого, его «милицейский протокол»: в 4 утра просыпаюсь от пения крика петухов, что совсем даже и неплохо, но в 4-40 уже не петух прокукарекал, сержант муэдзин разбудит как человеков. Это на соседней мечети через громкоговорители славят Аллаха: Аллаху Акбар! (Аллах самый Великий!). Минимум пять раз в день…
Ну ладно бы днем, но среди ночи... правда на 20 день, вернее ночь, я его уже не слышал - привык
2. Арабские цифры. В магазинах на ценниках две цены: одна цена написана понятными нам арабскими цифрами, другая - арабскими не понятными. Для меня оказалось сюрпризом, что арабские цифры, которые мы знаем с детства, и арабские цифры, которыми пользуются арабы, это «две большие разницы». Только единичка и девятка ещё как то похожи, а остальные, вообще, никак.
3. Цена воды.
Что бензин в два раза дешевле, чем у нас, это не удивительно. Ведь у нас нефть перерабатывают не в бензин, а в доллары.
Но цена воды в ОАЭ удивляет! Стандартная 19-литровая бутылка чистой воды с доставкой стоит 8 дирхам, т.е - 67,5 руб. или 3,5 руб/литр. В 2-2,5 раза дешевле, чем в Новосибирске! Это в пустыне, где вся питьевая вода получается опреснением.
4. И цена овощей-фруктов тоже очень удивляет. Большинство овощей и фруктов дороже даже, чем в Новосибирске, я уж не говорю о недалеком (по климатическим условиям) Израиле. Правда, есть кое-что и дешевое, например, не вкусные помидоры местного производства по доллару за кг. и тут же, другие, по $10/кг из Испании. Апельсины, которые в Израиле можно купить по 3 кг на доллар, здесь по $10/кг. И даже финики, которые дочь собирает прямо у себя на участке, в магазине стоят по $10/кг.
Вообще еда, особенно после Израиля, показалось невкусной и очень дорогой, что и не удивительно, так как сами Эмираты практически ничего не производят, все привозное, импортное, а стало быть, с большими сроками хранения, что вкуснее пищу не делает. И даже рынков, кроме рыбного, по-моему, нет. Все в моллах.
5. Но, самое удивительное - в ОАЭ нет налогов.
НИКАКИХ! Даже отчисления в пенсионный фонд для экспатов (90% населения) только-только начинают вводить. Любой может заниматься бизнесом, работать, может купить и сдавать жилье в аренду и не платить никаких налогов, даже подоходного с зарплаты. Нет налогов на дороги, а дороги есть. Нет налога на роскошь, а роскошь повсюду.
Я долго не мог понять, а с каких таких бульончиков от яиц, все эти Эмираты построены, если нет никаких налогов. Если с нефти, так в Дубае её не так уж и много, основная нефть в Абу-Даби. Конечно, есть определенные доходы от всех этих понаехавших. Во-первых, это визы, за которые платят и туристы и экспаты. И лицензии. Чтобы экспату открыть свой личный бизнес, а это возможно только во Free Zone и в разрешенных видах деятельности, ему необходимо открыть компанию и приобрести лицензию, что стоит около 8-10 тыс. долларов. А если экспат открывает бизнес не во Free Zone, то минимум 51% его бизнеса должен принадлежать гражданину ОАЭ (локалу). Здесь хозяйский интерес понятен - ты работай, а контроль будет у меня. Но вот почему они не берут налогов?
Здесь небольшое лирическое отступление. Людям, для которых глагол было, гораздо ближе глагола будет, простительно вдаваться в воспоминания…
Вот и я вспомнил конец 70 - начало 80-х, когда мы, аспиранты и уже кандидаты наук ездили на шабашку - строили в совхозах и колхозах Новосибирской области кормоцеха, зерносушилки и агрегаты витаминной муки. Было такое время. 11 месяцев мы протирали штаны, занимаясь квазинаукой и копя силы на лето, а потом за один месяц работы по 14 часов в сутки без выходных, зарабатывали еще одну годовую зарплату и ... стройную фигуру. А зарплата была уже тогда у меня не маленькая. Я, к.т.н., старший научный сотрудник имел оклад жалования 350 р., когда рядовой инженер получал 100 р. Так вот за летний месяц наша бригада из трех человек меньше 10 тыщ., обычно не зарабатывала. А я еще и за внедренное изобретение ухитрился несколько лет получать еще по годовой зарплате. Так что светлое социалистическое прошлое вроде бы и поминать лихом не за что… Но, я всегда был, точнее сразу из пионеров стал, антисоветчиком и считал, что свобода лучше, чем несвобода, и с началом перестройки бросил свой институт, забросил почти готовую докторскую, тем более, что доплата за степень стала чисто символической, и бросился в самостоятельное плавание - стал бизнесменом. Но об этом позже.
А пока про счастливое застойное время и про шабашку. Всякая наша шабашка заканчивалась сдачей объекта и, конечно, с нас - барашек, шурпа, ящик водки и сабантуй с четырехугольником совхоза (колхоза). Ящика водки иногда и не хватало. Кадры у нас на селе были сильные: бывало, директор совхоза выпивает пару бутылок водки за шурпой и беседой, берет бутылочку с собой на опохмелку, садится за руль и едет домой. Сам бы не видел - не поверил. Ну а нам троим, похудевшим за месяц кг. на 10 каждый, и одной бутылки на всех хватало, чтобы свалиться.
Но побеседовать за жизнь мы все-таки успевали. И вот ответ директора с-за им. Кирова, жаль помню только фамилию - Ильченко, на наше замечание, что крестьяне воруют - «Так ведь не в Америку воруют», я запомнил на всю жизнь. И звучала в этих словах боль, что не может он, а должен бы, обеспечить своим крестьянам нормальную жизнь.
И вот мне кажется, что Эмиратские шейхи действуют по этому же принципу. Работайте, не платите налогов, стройте, развивайте бизнес, пусть даже это будет ваше (но меньшая часть) - главное, ведь не в Америке все это будет, а здесь в Эмиратах, и вы, экспаты, и наши граждане смогут пользоваться этим великолепием. А великолепие, конечно, исключительное,
нарочито показное, показательно рекордное. И оно привлекает еще больше и туристов, и работников.
На связь между состоянием мозгов и общественных туалетов нам еще профессор Преображенский указывал. Я её очень наглядно увидел, когда мы в 1992 г. впервые в Новосибирске организовали поездку в Голландию за автомобилями.
Еще одно небольшое лирическое отступление. Мы много чего делали впервые: первые привезли в Новосибирск немецкие обои и линолеум, когда у нас еще никто такого и не видел, первыми организовали производство кровельных и фасадных материалов из стального листа. Но когда интерес к новому пропадал, на дальнейшее нас почему-то всегда не хватало. Так, настоящими бизнесменами мы и не стали. Хочется надеяться, что причина в нашем воспитании, не давшем нам необходимых качеств, для успешного ведения бизнеса в условиях современной России.
Ну это я вспомнил слова из
поздравления Каспарова с юбилеем: "Воспитание не позволило развиться в тебе личностным качествам, необходимым российскому политику для достижения поставленных целей". Хочется же найти оправдание своим неудачам...
Но вернемся в Голландию. Эта была моя первая поездка за рубеж. В России тогда колбасу видели, если момент её «выбрасывания» в продажу совпадал с вашим близким к ней присутствием. При социализме я, естественно, был не выездной, а жена уже бывала в Югославии и, имея кой-какой заграничный опыт, пошла в супермаркет в Неймегене одна, мне посоветовала не ходить, чтобы я не испытал потрясения. От магазинного шока я уберегся, но за трое суток нашего путешествия на 3-х тысячедолларовой «Вольво» из протестантской Голландии, через протестантско-католическую Германию, католическую Польшу и, наконец-то, православную Беларусь в Москву, я наглядно увидел туалетно-дорожную зависимость от состояния мозгов окружающего населения. Если границу между Нидерландами и Германией мы искали, нам нужно было вернуть НДС, то все остальные границы были видны и были границами разных миров.
Так вот состояние общественных туалетов, и вообще всех общественных мест в Дубае, я могу представить в общественных местах России, разве только в тех, куда имеют доступ исключительно слуги народа. Я не мог представить, что в общественном туалете после мытья рук из под автоматического крана с жидким мылом и такого же автоматического крана с водой, есть на выбор бумажное или свернутое в трубочку вафельное полотенце, крем для рук, а за спиной стоит смуглый мужчина с надписью на спине «Home Cleaning» и вытирает на полу капли с твоих рук. Подчеркну - это в обычном общественном туалете..
Вот ради таких великолепных туалетов, которыми могут пользоваться все граждане, еще недавние бедуины-кочевники, и не берут шейхи налогов с тех, кто их строит.
И последнее - роуминг.
Я как профессор Плейшнер, глотнув воздуха Дубайской роскоши и блеска, житья на вилле с хаусмэйд и садовником, абсолютно потерял бдительность: не отключил передачу пакетных данных в своем смартфоне и продолжал иногда среди ночи пользоваться интернетом, полагая, что работаю через Wi-Fi. Когда через 20 дней, мне позвонил сын и сказал, что у меня неприлично большой счет за телефон за март м-ц, я с ужасом понял, что в марте-то я был в Эмиратах всего 4 дня, а еще 15 дней будут в счете за следующий м-ц. Я зашел на сайт МТС и пожалел, что у меня нет, как у Плейшнера, капсулы с ядом: за 20 дней счет за телефон, которым, я считал, вообще не пользуюсь, составил 60 с лишним тысяч российских рублей. Вот такой здесь в Эмиратах роуминг… Роскошь дорого стоит.