Золотое правило
Все три монотеистических религии Иудаизм, Христианство, Ислам признают Десять Заповедей, полученных Моше (Моисеем, Мусой) от Б-га Яхве (Иеговы, Аллаха). Во всех религиях встречается формулировка золотого правила нравственности. В Иудаизме: «Что неприятно тебе, не делай и ближнему своему, это - вся Тора, а остальное - комментарии». В Христианстве: «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте с ними». В Исламе: «Никто не может считаться верующим, пока он не желает для своего брата того же, что желает для себя».
Следует отметить, что это правило встречается и в других религиозных течениях. Конфуций, (род. в 551 г. до н.э.) на вопрос своего ученика: «Можно ли всю жизнь руководствоваться, одним словом?», ответил: «Это слово - взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе». (Конфуций. Лунь юй. / Пер. В.А. Кривцова // Древнекитайская философия. М., 1972.)
Примеры того как, разными, не ведавшими друг о друге мыслителями, золотое правило формулируется схожим, практически одинаковым образом, приведены в А. А. Гусейнов «Золотое правило нравственности в истории культуры»
http://www.guseinov.ru/conf/z_prav.html#_ftn1: «Одним из самых древних текстов, в которых зафиксировано золотое правило нравственности, считаются «Поучения писца Ахикара» (705-681 до н.э.): «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен также делать товарищам». К тому же источнику восходит место в ветхозаветной «Книге Товита», где Товит, дядя Ахикара, поучает своего сына Товия: «… будь благоразумен во всем поведении твоем. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». Одно из изречений Будды гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам».
Что ж такого «золотого» в золотом правиле, что позволяет ему быть принципом разных, а иногда и враждующих нравственных традиций? Золотое правило выносит за скобку все характеристики человека и рассматривает его только в одном качестве - как субъекта, ответственного за то, что он делает, причину своих собственных действий. Оно как бы аналог закона физики «Каждое действие равно противодействию». Согласно его логике все люди равны, поскольку все обладают свободой воли, каждая свобода воли равна любой другой. Человек вправе рассчитывать на такое же отношение к себе, которое он оказывает другим. Золотое правило предписывает не только себя ставить на место другого, но и другого ставить на свое место.
Золотое правило очень коротко формулируется, но имеет очень глубокий смысл. Хотелось бы обратить внимание на то, что за кажущейся схожестью приведенных выше формулировок золотого правила, у них обнаруживается два разных смысла. Первая формулировка, негативная - не делай другому плохо, вторая, позитивная - делай другому хорошо. Первая (негативная) формулировка имеет более широкий смысл, она формулирует отношение как к своим (хорошо знакомым), так и к чужим (незнакомым). Не делая другим того, что мы считаем плохим, мы никому не навредим. Например, еврей не станет угощать свининой даже того, кто любит сало, действуя по принципу «что неприятно тебе, не делай и ближнему своему». Лучше ошибиться, не делая плохое (не угостить салом), чем ошибиться, делая хорошее (например, обрезание), если и то и другое мы делаем, не зная предпочтений другого человека.
Поэтому позитивная формулировка носит несколько ограниченный (и даже агрессивный) характер и может использоваться только по отношению к своим, хорошо знакомым. Делая незнакомому человеку то, что мы считаем хорошим для себя, можем и навредить. Например, от всей души угощаем в субботу еврея свининой, действуя по принципу «как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте».
Отсюда следует очень важный вывод. Нравственные законы действуют тем сильнее, чем ближе к нам люди. Только тем, кого мы хорошо знаем, мы можем НЕ ДЕЛАТЬ плохо, или ДЕЛАТЬ хорошо. Чем менее нам знаком человек (дальше от нас), тем меньше мы знаем, что для него плохо, и что для него хорошо. Получается почти математическая формула: сила нравственных законов обратно пропорциональна расстоянию.
Вот коротко правила поведения, вытекающие из золотого правила нравственности. В первую очередь, любить надо самого себя и своих родных как самого себя. Нельзя любить и уважать других, не научившись любить и уважать себя. Это правило особенно важно на постсоветском пространстве, где приучали людей считать себя винтиками, «раньше думать о Родине, а потом о себе». Эгоизм присущ человеку на генетическом уровне. И мы видели, как это «аморальное» чувство порождает с помощью естественного отбора, высокие нравственные качества: родительский, родственный, групповой и видовой альтруизм. Нужно любить своих родных как самого себя - родственный альтруизм. Своим близким нужно делать то, чего мы хотим себе (групповой альтруизм). А незнакомым и малознакомым не делать того, чего не хотим себе (видовой альтруизм). Все остальные правила - следствие. Какие-то правила стойко закреплены на уровне инстинктов: эгоизм, родительская любовь, сочувствие слабым, неприятие инцеста, каннибализма. Бывают и исключения, все чаще мы слышим про брошенных и выброшенных детей - верный симптом деградации нашей нравственности. Ведь родительская любовь свойственна даже животным, ее нет и в Десяти заповедях, потому что уже тогда это чувство было инстинктом. Но мы и инстинкты можем побороть!
Нравственные правила нужно воспитывать из поколения в поколение, тогда у потомков они закрепляются на уровне инстинктов. Мы все встречали людей, про которых можно сказать врожденный интеллигент. Встречали и их полную противоположность. В свободном обществе нравственные люди более успешны. А несвободное общество само обречено на деградацию.
Проанализировав нравственные правила различных религий и научные данные о естественном отборе, можно сформулировать то общее, что присуще им.
1. Б-г есть и он един для всех. Мы его знаем под разными именами - Яхве, Иисус, Аллах, Естественный Отбор. Нельзя поклоняться никому кроме Б-га, особенно человеку.
2. Б-г создал человека эгоистом и постоянно его совершенствует.
3. Человек должен помогать Б-гу в этом и тогда его род будет продлеваться на тысячи поколений. Если человек не будет помогать Б-гу, его род исчезнет через несколько поколений.
Чтобы помогать Б-гу:
4. Мы должны рожать и воспитывать детей. Чтобы было хорошее потомство, для жены важна хорошая родословная, а для мужа - высокие физические, моральные и интеллектуальные качества.
5. Мы должны любить и уважать себя, а также верить в себя.
6. Мы должны любить и уважать своих родных как самих себя.
7. Мы должны делать своим близким то, чего хотим себе.
8. Мы никому не должны делать того, чего не хотим себе.
9. Человек должен жить в свободном обществе, где у всех членов равные возможности. В свободном обществе власть принадлежит меньшинству, избранному в условиях равной конкуренции. Общество, где не прислушиваются к мнению меньшинства, деградирует.
10. В современном обществе, где есть интернет и атомная энергия, чужих людей нет. Мы все зависим друг от друга.
назад
Чей Бог лучше? дальше
Почему евреи успешны?