О Б-ге без иллюзий. Терминология

Feb 14, 2011 15:20


Терминология
1.Б-Г. У этого понятия множество имен. В Торе (Библии) - тетраграмматон (четверобуквие) יהוה‎‎ YHWH - Яхве или Иегова. В иврите используются только согласные буквы, поэтому неизвестно точно как оно произносилось в древности. В быту произносят «Адонай» (Господь) или «hаШем» (Имя). У христиан получил вариант «Иегова», в то время как специалисты считают наиболее вероятным произношение «Яхве». Другие имена, используемые в Торе,   Элоhим (по-арабски Аллах), АдонайСаваоф.
Но у Б-га не только много имен, еще больше у него определений. Мне ближе принятое в иудаизме понятие «Тот, кто является причиной бытия». Я буду исходить из следующего: наукой доказано, что наша Вселенная не существовала вечно, она, когда то возникла. Значит, было что-то, что привело к ее возникновению, какая-то сила, процесс, законы природы. Не рассуждая сейчас о технологии и даже времени возникновения Вселенной, следует признать, что у нее был Творец. Что это - субъект, объект или сила, мы пока объяснить не можем. Мы можем этого Творца  по-разному называть: Б-г, Природа, Силы Природы, Большой Взрыв, Случай, но не признавать того факта, что Вселенная, когда-то была создана,  лично у меня нет никаких оснований, как и то, что существовало нечто, что привело к ее созданию. А как назвать это нечто, что «является причиной бытия»? Я не вижу причин не использовать термин Б-г, тем более, что до меня его применяли  миллиарды людей. Почему же, я в угоду  атеистам,  Б-га, должен  называть  Силами  Природы, Большим Взрывом  или еще как-то?
Теперь о написании. Поскольку, нам не дано понять, что такое Б-г, в иудаизме не принято   полное произношение имени Б-га, за исключением молитв и изучения текстов письменной Торы.  На любом языке иудеи должны писать имя Б-га через чёрточку. И это мне понятно, я согласен, мы даже не представляем что такое Б-г, как мы можем его описывать как известные предметы.
Итак, с учетом принятой выше терминологии, я вынужден признать наличие Б-га, по крайней мере, того, что он БЫЛ при возникновении вселенной (сотворении мира).  С этого момента я уже не могу называться атеистом. Раз я признаю наличие Б-га, значит я человек верующий, мне, правда, больше нравится термин  религиозный. Я ведь не Верю в Б-га, но я  Знаю, что он БЫЛ. А вот вопрос о присутствии Б-га с нами в настоящее время,  стоит отдельного обсуждения.
Если предположить, что мы не одиноки во вселенной и таких миров есть еще множество, вряд ли Творец следит за всеми своими творениями: создал и пустил по миру.  Но  если наша вселенная эксклюзив, уникум, то можно допустить, что Б-г  наблюдает  за своим творением и вносит необходимые коррективы.
Мы знаем, что от сотворения мира, когда бы и как оно не произошло, наш мир сильно изменился. Б-г создал мир и человека несовершенными. Читая Тору или Библию, мы убеждаемся, что  наши прародители были не очень высоких моральных качеств. Первый же человек не преминул сразу же наябедничать Б-гу на свою жену: «Жена, которую ты дал мне, она дала мне от этого дерева и я ел». Их первенец из зависти убивает младшего брата.  Праведник Ной, спасаясь сам, даже не думает предупредить своих соседей о предстоящем бедствии. Ну,  разве мог Б-г создать такую недоброкачественную продукцию,  не подумав о ее усовершенствовании. Считается, что Великий Потоп и был одной из попыток коррекции, точнее селекции: оставив только одного праведника и его потомков. Но и после потопа, человек не стал лучше. Примеров тому множество, не буду их перечислять. Коснусь одного, самого спорного:  даже сын Б-жий, сам принявший свой крест и знавший, что после распятия он все равно воскреснет, умудрился сделать так, что обрек весь свой народ    на 2-тысячелетние гонения за Б-гоубийство.
Считается, что Б-г увидел результат своего труда, прослезился и дал  человеку ЗАКОН: правила поведения, нравственные правила, этику, закон Б-жий, и продолжает следить за его исполнением, наказывает нарушающих его, поощряет его соблюдающих. На этом основаны все религии.
А если представить себя в роли всесильного Творца? Стали бы мы утруждаться по мелочам, следить за каждым (а их уже вон сколько), каждому воздавать по заслугам и наказывать грешников. Мы бы  внедрили систему автоматического управления (САУ), при которой грешник автоматически наказывается и лишается способности к размножению себе подобных, а праведник получает вознаграждение и увеличивает потомство. Такая система позволит в автоматическом режиме совершенствоваться человеку  и делать мир лучше.
Наверняка, Б-г (Природа, Творец и т.д.) не глупее своего творения и догадался внедрить  автоматическую систему контроля и улучшения качества. В этом и есть замысел Б-жий. Такая модель Б-га мне представляется наиболее адекватной. В каждом ЧЕЛОВЕКЕ есть частица Б-ГА, датчик информации, его око. От него не скрыться. Поступаешь хорошо - живешь дольше - рождаешь больше потомства - потомки наследуют положительные качества. Поступаешь плохо - жизнь короче - меньше потомства, потомки наследуют отрицательные  качества. Так в течение нескольких поколений праведники размножаются, а грешники вырождаются. В результате,  большинство потомков наследуют положительные качества. Мир становится лучше. И эта система автоматического управления известна, она впервые описана в 1859 г. Чарльзом Дарвиным  и называется естественный отбор.
Конечно, в этой терминологии, праведники это те, кто лучше приспособлен к жизни и создает более жизнеспособное потомство. На заре цивилизации это были те, кто был сильнее, затем те, кто был умнее, а в развитой цивилизации, когда и силу и ум, заменяют достижения прогресса, наиболее жизнеспособными становятся наиболее  моральные, нравственные.
На  связи понятия о Б-ге с теорией эволюции мы остановимся подробнее ниже. А сейчас в заключение описания термина Б-г, только подчеркнем, что под этим термином мы понимаем НЕЧТО, ЧТО ЯВИЛОСЬ ПРИЧИНОЙ БЫТИЯ И УСТАНОВИЛО ЗАКОНЫ БЫТИЯ.

2.ВЕРА. Почему то принято этот термин соотносить с верой в Б-га.  На самом деле этот термин гораздо шире. Вера это способность человека принимать знание без доказательств. Каждый отдельный человек не может получить знание обо всем, он вынужден большинство знаний принимать на веру. Верить приходится в то, что мы  не в состоянии доказать, или не хотим  тратить время на доказательства, когда есть авторитеты, которым мы можем верить.
Мы склонны верить своим органам чувств. Сначала мы не можем поверить, что Земля круглая, да еще и крутится. Потом находится ненормальный, который доказывает это. Мы называем его  сначала  ненормальным, потом  убеждаемся в его правоте и  говорим, что это очевидно,  и уже начинаем верить, что Земля круглая и вращается вокруг собственной оси, даже не требуя доказательств. Также мы видим, что солнце всходит и заходит, и 32%!!! россиян до сих пор уверены, что Солнце вращается вокруг Земли (по опросам ВЦИОМ, февраль 2011 г!!!)  Так что, не только Б-г вопрос веры. Даже давно известные истины тоже предмет веры. Верить приходится многому, большую часть знаний нам приходится принимать на веру, не все мы можем доказать и не все нам нужно доказывать. Весь вопрос в том правильно ли мы верим. И тут, как ни крути,  не обойтись без такого понятия как «смысл жизни». Если мы живем, чтобы утром встать, задать корм скоту, подоить коров, покормить детей, продать молоко, сделать еще детей и т.д., то  нам можно  верить,  что Солнце вращается вокруг Земли. Главное мы знаем,  будет утро и будет вечер. Ну а если мы хотим  разрабатывать космические корабли, то нужна другая вера.
Но вера это не только один из способов  получения знаний. ВЕРА это еще и СИЛА, способная изменять материальные объекты. Конечно, Солнце не станет вращаться вокруг Земли, даже если все население земли в это поверит. Но, вера способна изменить верящего (или, если угодно, верующего). И не только духовно, но и физически. Всем известен эффект «плацебо», когда больному дают безвредный и бесполезный препарат, а говорят, что это чудодейственное лекарство. И больной исцеляется, если верит. Или известный опыт, описанный К.К.Платоновым в книге «Занимательная  психология». На глазах у испытуемого раскаляют монетку, а затем незаметно подменяют ее монеткой из морозилки и прикладывают к руке испытуемого.  Полученный ожог ничем не отличался от ожога раскаленной монетой.  Известно много случаев силы веры. Служители всех культов всегда использовали их для доказательства существования иррациональных, сверхъестественных  сил, Б-га.  Но все чудодейственные свойства веры всегда проявляются, только если сам человек в них поверит, или кто-то его хорошо убедит.  Верой, сознанием человек  может влиять только на себя. Вера способна увеличить силы человека, излечить от болезней.  И это еще одно доказательство присутствия в каждом ЧЕЛОВЕКЕ частицы Б-ГА (неизведанного). Верить в Б-га значит верить и в себя!

3.РЕЛИГИЯ.  Религия - форма познания мира, обусловленная верой в сверхъестественное.  Включает в себя свод моральных норм и правил поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в религиозную общину. Религию выпол­няет четыре главные функции: объяснение, назидание, утешение и вдохновение. Объясняет происхождение мира и человека, формулирует правила поведения, утешает в горе и вдохновляет на успехи.
Известно множество видов и разновидностей религий. Атеисты насчитали более трех тысяч религий со своими представлениями о Б-ге (Б-гах), своими обрядами и таинствами, со своими сторонниками, которые считают, что именно их религия является истинной. http://www.atheism.ru/library/Introd_2.phtml
Условно все религии можно разделить на политеистические (многобожьи, языческие) и монотеистические (единобожьи, авраамические). Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие - язычество. Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам и бахаизм. Монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму, получили еще название авраамические.
Авраам потомок Сима,  первого сына Ноя.  У Авраама было два сына: старший незаконнорожденный Ишмаэль (Исмаил) и Ицхак (Исаак). У Исаака было два сына-близнеца Исав (Эсав, Эдом) и Иаков (Израиль). Авраам считается родоначальником еврейского народа и основоположником иудейского монотеизма.  Центральной фигурой иудаизма является Пророк Моисей, которому Б-г даровал ЗАКОН. Десять Заповедей, полученных Моисеем от Б-га в 13 веке до н.э., признаются всеми монотеистическими религиями.
В I веке н. э. на территории Иудеи возникло христианство, использовавшее базу религиозного наследия иудаизма, однако кардинально его реформировавшее. Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Б-га (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Б-г Отец, Б-г Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе. В связи с приятием догмата Троицы христианство иногда трактуется как политеизм.
В VII веке н. э. на территории Аравии возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований.  Мусульмане считают, что ислам относится к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму. Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть не что иное, как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами. Ислам является религией со строгим принципом единобожия в своей основе. Мусульмане считают, что они потомки Ишмаэля (Исмаила) старшего  сына Авраама (Ибрахима).
В середине XIX века в Персии зародилась новая монотеистическая религия - Бахаизм. В настоящее время она объединяет около 7 млн. последователей и считается самой распространенной географически. Части священных писаний Веры Бахаи переведены более чем на 800 языков мира. Главная идея Бахаизма: Б-ог един, все религии - выражение "неизменной веры в Б-га, что человечество - единый народ, который призван жить в мире и согласии. Они считают основателя Бахаизма Бахауллу (1817-1892) последним из ряда «Богоявлений», который включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммада. Две ярких особенности Бахаизма это признание верности  всех  известных религий и необычайной красоты Бахайские сады, расположенные в Израиле в г. Хайфа. 
Интересно, что все монотеистические религии имеют свои святыни на территории современного  Израиля.
назад Постановка задачи                                           дальше Иудаизм   
Previous post Next post
Up