Так сложилось, что я не получил в детстве религиозного воспитания (отец попал в сталинскую тюрьму, мать осталась одна с шестью малолетними детьми, нужно было выживать, тут уж не до соблюдения традиций). Получил я обычное советское воспитание и не думал ни о Б-ге, ни о религии, хотя уже в юности прекрасно понимал, в каком обществе мы живем, и что так жить нельзя.
Впервые о религии я задумался, когда у меня уже были взрослые сыновья, исчез железный занавес, и мы узнали, что старший брат отца еще в 40-е годы уехал в Израиль. Он еще в Белоруссии стал раввином, и все его очень многочисленное потомство, получило религиозное иудейское воспитание. Большинство мужчин в его роду стали раввинами, многие их них сейчас возглавляют еврейские общины на территории бывшего СССР и Восточной Европы.
Что меня поразило, так это огромная разница в общем количестве потомков у моего отца и у его брата. У моего отца 6 детей, 7 внуков и 6 правнуков. Получается, что за три поколения наш род не увеличился. А у его брата было только четверо детей, а вот количество правнуков и праправнуков, подсчитать практически невозможно. У каждого потомка от 4-х до 10 детей. Его род увеличился в десятки, если не в сотни, раз. И тут, конечно, сразу вспоминается одна из главных библейских заповедей о Б-ге, который карает за вину отцов детей до 3 и 4-го поколения и дает милость на тысячи поколений тем, кто Его любит.
Я понял, что религия это что-то очень важное в жизни человека. Ведь неизвестно ни одной цивилизации, ни одной сохранившейся культуры, которая сформировалась без влияния какой-нибудь религии. С этого момента я занялся самообразованием, стал и религиоведом, и этологом, и генетиком, познакомился с азами основных мировых религий и в результате более чем 20-летних поисков и размышлений я сформулировал для себя Мою Религию. Конечно, не столько для себя, сколько для своих внуков.
Религия это форма познания мира, основанная на вере. Религия выполняет четыре главные функции: объяснение, назидание, утешение и вдохновение. Объясняет происхождение мира и человека, формулирует правила поведения, утешает в горе и вдохновляет на успехи.
Убедительного объяснения происхождения мира и человека, к сожалению, пока ни наука, ни одна из религий дать не могут. Поэтому в моей религии то, что стало причиной возникновения нашего мира, независимо от времени и технологии его создания, я называю термином Б-г. Что это - субъект, объект или сила, мы пока объяснить не можем. Мы можем этого Творца по-разному называть: Бог, Природа, Силы Природы, Большой Взрыв, Случай, но не признавать того факта, что Вселенная, когда-то была создана, лично у меня нет никаких оснований, как и то, что существовало нечто, что привело к ее созданию. А как назвать это нечто, что «является причиной бытия»? Я не вижу причин не использовать термин Б-г. Именно Б-г, а не Бог или бог, в знак того, что, мы не имеем представления, Что или Кто этот Создатель, Творец нашего мира, мы и пишем это слово не полностью, через черточку. В этом я солидарен с иудаизмом.
Все религии формулируют правила нравственного поведения и предполагают, что Б-г постоянно наблюдает за каждым человеком и решает, кого наказать, а кого наградить. В основе нравственных законов различных религий лежат одни и те же принципы и эти принципы мало чем отличаются от принципов эволюционной этики. Это дает основания предположить, что нравственные законы человеческого поведения это объективные законы природы, установленные Б-гом при создании мира, и в зависимости от того, насколько точно эти законы описывают различные религии, от этого и зависят различные успехи последователей этих религий.
Основополагающий постулат моей религии навеян теорией эволюции: Б-г создал мир по определенным законам, которым должны подчиняться все организмы и организовал систему автоматического контроля и улучшения качества своего творения - естественный отбор. Такое представление более уважительно по отношению к Б-гу. Неужели Всемогущий должен Сам следить за каждым человеком, не проще ли встроить в каждый живой организм датчики, вести в них запись информации, передавать эту информацию по наследству и в каждом новом поколении выбраковывать плохие экземпляры. Вся эта система хорошо известна этологам и генетикам: система контроля информации называется генОм, а система наказания и поощрения - естественный отбор.
Да, как и в любой религии, Б-г постоянно за нами наблюдает, от него невозможно скрыться, ведь он внутри нас, он в каждой нашей клетке. Любой наш поступок под контролем, записывается в геноме, передается по наследству, и из-за наших грехов страдаем не только мы, но и наши дети, и внуки, наследующие наши «бракованные» гены. Но зато наши «доброкачественные» гены передаются на многие поколения и могут жить вечно. «Ген бессмертен. Он перепрыгивает из одного тела в другое, манипулируя ими на свой лад и в собственных целях, покидая эти смертные тела одно за другим, прежде чем они состарятся и умрут.… Молекула ДНК может теоретически продолжать существование в виде копии самой себя в течение 100 млн. лет» (Р.Докинз, «Эгоистичный ген», 1989 г.) Не это ли и есть вечная жизнь после смерти в награду за праведное поведение!
В этом и заключается принцип естественного отбора: носители нежизнеспособных признаков вымирают, носители жизнеспособных признаков передают их на многие поколения. В этом и есть Б-жий замысел. Б-г поступил мудро. Он создал человека и повелел ему плодиться и размножаться, а дальше работает автоматическая система улучшения качества - естественный отбор.
И, похоже, первыми об этом узнали евреи. То ли им Б-г продиктовал, как гласит Библия, то ли они самостоятельно поняли Б-жий замысел, но иначе трудно объяснить, почему Первая и главная Заповедь Торы, данная Б-гом Моисею, представляет собой почти дословную формулировку принципа естественного отбора:
1.Я - БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА. Да не будет у тебя иных Богов, кроме меня. не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. не поклоняйся им и не служи им; ИБО Я БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, БОГ - РЕВНИТЕЛЬ, КАРАЮЩИЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДЕТЕЙ ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, ТЕХ, КТО НЕНАВИДИТ МЕНЯ, И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.
Эволюционная этика, наука доказывающая, что нравственное поведение человека формируется в процессе эволюции, считает нравственным то, что способствует сохранению и совершенствованию человека как вида. Если коротко, то нравственно:
· плодиться и размножаться;
· любить себя и своих потомков;
· любить ближних;
· кооперироваться и взаимовыгодно сотрудничать с соседями и, в более широком смысле, вообще с чужими;
· ненавидеть врагов, угрожающих жизни близких.
И если мое представление о Б-ге, ближе к теории эволюции и отличается от принятого в иудаизме, то нравственные принципы эволюционной этики практически совпадают с этикой иудаизма. Их объединяет приоритет личных и интересов ближних над интересами общественными, ценность отдельной человеческой жизни, уважительное сотрудничество, не навязывание своей точки зрения, нетерпимость к врагам, посягающим на жизнь ближних.
Итак, Б-г создал наш мир и населил его живыми творениями, способными к репликации - саморазмножению, и поручил им: плодитесь и размножайтесь. А для того, чтобы творение становилось лучше, встроил в свое творение датчики - наборы генов (генотипы), которые ведут постоянный контроль над мыслями и делами человека и передают по наследству информацию от поколения к поколению. Мать передает информацию, полученную от предков, практически неизменной. Отец тоже передает информацию от всех предков, но еще и информацию, накопленную за собственную жизнь. А на основе этой информации формируется генотип ребенка. Были в роду нежизнеспособные признаки, и если передадутся они по наследству, то род, рано или поздно, прекратится. Будут передаваться только жизнеспособные признаки - род будет продолжаться вечно.
Многие думают, что естественный отбор это, когда сильнейший рвется к кормушке, по пути убивая слабого. Поначалу так и было, выживали сильнейшие, те, кто заботился только о себе и своем потомстве. Кто не заботился о потомстве, потомства и не оставил. Поэтому жизнеспособный признак любви к себе и своим детям закрепился в генах и стал врожденным для всех живых существ. Когда все стали врожденными эгоистами, заботящимися о себе и своих детях, оказалось, что в конкурентной борьбе побеждают те семьи, в которых заботятся не только о детях, но и о родителях и вообще, обо всей родне. Так эгоизм породил внутрисемейный, а затем и внутриродовой альтруизм. Таков естественный отбор, так Б-г устроил этот мир, что жизнеспособными признаками являются не только эгоизм и любовь к детям, но и любовь к ближним. И чем ближе тебе человек, тем большую любовь и заботу надо о нем проявлять. Тогда и он тебе ответит тем же.
Но пока любовь к ближнему не стала врожденным качеством человека, не всем было понятно, почему нельзя украсть у соседа осла, не соблазнить его жену, или вообще не убить его, чтобы сразу забрать и осла, и жену. Ведь для генетического закрепления признака требуется эволюционный период не менее 10 - 50 тыс. лет. И видимо, здесь Б-г понял, что пора вмешаться. Пока его творение будет эволюционировать, пока любовь к ближнему станет врожденным качеством человека, род человеческий может вообще исчезнуть. И Б-г дал избранному народу ЗАКОН - заповеди, делающие человека жизнеспособным: «Чти отца своего и мать свою, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством, не желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего». И много других заповедей общим числом 613. Человек, нарушающий заповеди, может быть прощен, если прекратит их нарушать, раскается и получит прощение у того, против кого согрешил. А вот убийство невинного прощено быть не может - некому прощать. И Всесильный Бог здесь бессилен.
Основы нравственности Иудаизма можно выразить коротко: «Люби ближнего своего и не делай другому то, что неприятно тебе». Любовь к ближнему у народа, первым ставшего следовать этим принципам, уже почти стала врожденной чертой. О том, что евреи помогают друг другу, знают все, правда, именно это, им и ставят в вину те, кто провозглашает любовь к врагу, но не научился любить ближнего. У евреев нет бездомных, нет сирот и нет забытых родителей. Когда любовь к ближнему (как любовь к себе и своим детям), станет врожденным видовым признаком всех людей, тогда и придет Машиах (Мессия) «и перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, не будут более учиться воевать». Ну а пока... нужно учиться любить ближнего...
Всесильный еврейский Б-г, пришелся не по душе другим народам, да евреи и не хотели делиться своим секретом мироустройства. Слишком сложно соблюдать все эти заповеди, да и жесток уж очень еврейский Б-г - убивает невинных детей за вину отцов, не все грехи прощает, любить предписывает только ближних. И тогда придумали Бога доброго, решив, что Мессия уже пришел. И решили, что нужно любить не только ближних, но вообще всех людей, в том числе и врагов, и щеку подставлять другую, когда бьют по одной, и грехи добрый Бог будет все прощать, достаточно перестать грешить - главное Бога любить.
Но, Закон суров, но Закон. Можно придумать и добрый закон всемирного тяготения, но в космос полететь, следуя этому закону, не получится. Мы все летали во сне и мечтали полетать и наяву. Но отменить притяжение Земли смогли только, те, кто выбрался в Космос, следуя жестокому закону всемирного тяготения. Провозглашая альтруизм, любовь к врагу, приоритетным, по сравнению с любовью к себе, своим детям, мы нарушаем, пусть и суровый, но Закон, по которому устроен наш мир. Прежде чем любить врагов, надо не забывать, что любовь к себе и своим ближним, это закон природы. Только научившись любить себя и своих ближних, мы можем научиться любить и прощать врагов.
Я ничего не хочу сказать плохого о нравственных принципах христианства. Более того, я думаю, что христианство это высшая стадия иудаизма. Христианство это иудаизм после прихода Машиаха, когда у всех людей, любовь к ближнему станет таким же врожденным качеством, как и любовь к себе. Но время его пока не пришло. Пока, это утопия, и, как и всякая утопия, весьма привлекательна, благодаря чему христианство и нашло так много последователей и сумело нравственные законы сделать достоянием миллиардов людей.
Со временем христианство подверглось реформации, как например, протестантство, отказавшись от многих языческих обрядов и ритуалов, присущих ортодоксальному христианству, таких как поклонение иконам, святым, их мощам, отказавшись от церковной иерархии, провозгласив, что демократия дана Б-гом, что свобода личности и права человека, стремление к социальным благам, к здоровью, к семейному достатку больше всего соответствуют христианству, стало гораздо ближе к иудаизму, чем к ортодоксальному христианству. Православие же, считающее себя истинным христианством, гордящееся тем, что не претерпело никаких изменений за время своего существования, продолжает культивировать среди своих последователей поклонение идолам, приоритет общественного над личным, покорность власти, низкую ценность отдельной человеческой жизни.
Поскольку поведенческие признаки, появлявшиеся в результате прижизненного обучения, со временем становятся инстинктивными (врожденными) - изменившееся поведение «вписывается» в генотип. Новый поведенческий признак поначалу передается из поколения в поколение посредством обучения и подражания, а затем постепенно закрепляется в генах.
Этим и объясняется то, почему последователи различных религий добиваются таких разных успехов в жизни. Все дело в генах. Ведь ни для кого не секрет, что иудеи и протестанты добиваются бОльших успехов в ЭТОЙ жизни, а православные и мусульмане больше надеются на успех в ТОЙ, потусторонней жизни.
И в заключение, попробую кратко изложить основные нравственные принципы моей религии, основанной на иудаизме и теории эволюции:
1. Б-г один для всех, он создал человека эгоистом и предусмотрел систему постоянного совершенствования человека - естественный отбор.
2. Каждый человек находится под постоянным контролем, все его поступки отражаются на его генах и передаются по наследству.
3. Необходимо соблюдать нравственные законы и тогда Ваш род будет продолжаться, а Ваш ген будет жить вечно. В противном случае Ваш род исчезнет.
4. Рожайте и воспитывайте детей. Чтобы было хорошее потомство, для матери важна хорошая родословная, а для отца - хорошая родословная, высокие физические, моральные и интеллектуальные качества.
5. Любите и уважайте себя, и верьте в свои силы. Только уважающий себя человек способен любить других людей.
6. Любите и уважайте своих родных как самих себя.
7. Поступайте со своими близкими так, как Вы хотели бы, чтобы они поступали с Вами.
8. Никому не делайте того, чего не хотите себе, стремитесь к кооперации и сотрудничеству со всеми.
9. Защищайте своих близких от врагов, угрожающих их жизни.
10.Прежде чем полюбить врагов, нужно чтобы любовь к ближним (как и любовь к себе и детям) стала врожденным качеством каждого человека.
Кроме нравственной, у религии есть еще две функции: утешение и вдохновение. Как здесь обойтись без надежды на вечную жизнь в раю? Но разве в конце пути Вам не будет утешением сознание того, что Ваши дети и внуки, унаследовавшие Ваши «качественные» гены и получившие правильное воспитание, передадут ВАШИ гены своим потомкам, и ВАШ ген будет жить вечно! В этом и есть настоящее бессмертие души. Так что не надо забывать о главной нашей обязанности в этом мире - о детях. Только наши потомки обеспечивают нам вечную жизнь.
А если Вам тяжело или не хватает вдохновения, обратитесь к Б-гу, но к Б-гу в себе. Вера великая сила, нужно научиться верить в себя. Вера способна творить чудеса, и лечить, и придавать дополнительные силы. Вера в себя, в свои собственные возможности и способности (ведь в каждом из нас частица Б-га, Всевидящего и Всемогущего) позволит черпать и вдохновение для творчества, и силы, чтобы вынести невзгоды.