Эволюционная этика

Nov 14, 2012 15:45


Начну с собственного жизненного убеждения: «полная свобода и независимость самое большое несчастье для человека». Человек свободный от долгов и обязанностей, ни от кого не зависящий, никому не нужный - несчастный человек. Поэтому мне очень близко высказывание великого А.Эйнштейна: «Мы живем для других людей - и более всего для тех, от чьих улыбок и благополучия зависит наше собственное счастье», которое может стать эпиграфом к новой науке - эволюционной этике, совсем недавно, оформившеяся как отдельное направление теории эволюции.

Смысл этого высказывания и всей эволюционной этики: мир устроен так, что для собственного счастья человеку необходимо жертвовать своими интересами для блага других. Интуитивные рассуждения об объективно существующих нравственных законах человеческого общения, о необходимости нравственных законов для выживания и развития общества, получили строгое научное обоснование с помощью математического моделирования и биологических экспериментов.

Подробней с этой наукой можно познакомиться на сайтах http://ethology.ru и http://evolbiol.ru. Тезисно сформулирую основные положения этой науки.

Эволюционная этика основана на теории эволюции, считающей естественный отбор основой эволюции всего живого. Естественный отбор - процесс, приводящий к выживанию и успешному размножению индивидов или групп, наиболее хорошо адаптированных к окружающей среде. Естественный отбор ведет к закреплению наследственных качеств, наиболее подходящих к данной окружающей среде. Естественный отбор - эгоистический закон, приводящий к гибели носителей нежизнеспособных признаков, но способствующий размножению обладателей признаков жизнеспособных. Все живое, способное к размножению, подчиняется этому закону. Жестокий закон, но так устроен мир. И этот жестокий эгоистический закон естественного отбора в процессе эволюции породил альтруизм и кооперацию.



  • Альтруизм (Alter- другой) в этике - нравственный принцип, предписывающий

бескорыстные действия на благо других людей, способность жертвовать своей выгодой ради общего блага. В биологии: поведение, ведущее к повышению «приспособленности» (репродуктивного успеха) других особей в ущерб своим собственным шансам на успешное размножение.

Альтруизм широко распространен в животном мире и встречается даже у бактерий и грибов. У альтруизма есть три источника и в соответствии с этим различают три вида альтруизма.

Родственный альтруизм основан на близких родственных связях и направлен на повышение выживаемости узкой группы близких, хорошо знающих друг друга, людей.

Реципрокный альтруизм основан на принципе «ты мне - я тебе», кооперация индивидов, не очень, или даже вообще незнакомых, имеющих разные взгляды, ориентацию, происхождение, но объединивших свои усилия для достижения общих целей.

Парохиальный альтруизм основан на враждебности к чужакам (парохиализме), необходим для объединения усилий против общего врага. То, что называется «дружить против кого-то». В условиях постоянных войн с соседями сочетание внутригруппового альтруизма с парохиализмом обеспечивает наибольшие шансы на выживание и успешное размножение индивидуума. Получается, что такие, казалось бы, противоположные свойства человека, как доброта и воинственность, развивались в едином комплексе: ни та, ни другая из этих черт по отдельности не приносили бы пользы своим обладателям. Межгрупповая конкуренция (вражда) способствует внутригрупповой кооперации (альтруизму). Ничто так не сплачивает коллектив, как совместное противостояние другим коллективам; наличие внешних врагов - обязательное условие устойчивого существования тоталитарных империй и надежное средство «сплочения» населения в альтруистический муравейник.

В этой связи, уместно отметить, что такие понятия как: «ближние», «другие» и «чужие (враги)», принятые для формулирования нравственных законов в различных религиях, очень точно соответствуют этим трем видам альтруизма.

  • В природе, идет постоянная борьба между альтруистами и эгоистами.

Очевидно, что почти все жизненные задачи, стоящие перед организмами, легче решать совместными усилиями. Кооперация и некоторая доля альтруизма со стороны кооператоров, могла бы стать для огромного множества организмов идеальным решением большинства проблем. Почему же тогда биосфера так не похожа на рай земной, почему она не превратилась в царство всеобщей любви, дружбы и взаимопомощи? Все дело в … эгоистах! Там где появляются альтруисты, там сразу размножаются эгоисты, не производящие, а только потребляющие общественный продукт, и паразитирующие на групповых рессурсах. Дело в том, что естественный отбор не может предвидеть будущее, он действуюет в сиюминутных интересах индивида. И поэтому, как появляется возможность «халявы», как тут же появляются всевозможные обманщики, нахлебники и паразиты, которые во многих случаях просто лишают кооперацию всякого смысла. В природе, идет постоянная борьба между альтруистами и обманщиками, и после многих проб и ошибок, геномы организмов «настраиваются» естественным отбором так, что случайные мутации с большой вероятностью могут приводить к появлению защиты от той или иной разновидности обманщиков.

Какие же способы борьбы с эгоистами выработал естественный отбор?

Генетическая близость индивидуумов в коллективе. Если все индивиды генетически идентичны, эгоистическая эволюция внутри системы становится невозможной, потому что из минимального набора условий, необходимых для эволюции, - дарвиновской триады «наследственность, изменчивость, отбор» - исключается один из компонентов, а именно изменчивость. Индивидам -близнецам не важно, кто из них ухватит для себя больший кусок, ведь с точки зрения естественного отбора они все - просто одно и то же. Их эволюционные «интересы» автоматически отождествляются с интересами всей системы. При этом отбор перестает действовать на индивидуальном уровне и начинает действовать на уровне целых систем.

Межгрупповая конкуренция обеспечивает рост числа альтруистов в группе популяций, несмотря на то, что внутри каждой отдельной популяции их число может неуклонно снижааться. Это явление получило название «парадокс Симпсона».



На рисунке показан пример действия «парадокса Симпсона». В исходной популяции было 50% альтруистов и 50% эгоистов (кружок слева вверху). Эта популяция разделилась на три конкурирующих субпопуляции с разным соотношением альтруистов и эгоистов (три маленьких кружка справа вверху). В ходе роста каждой из трех субпопуляций альтруисты оказались в проигрыше - их процент снизился во всех трех случаях. Однако те субпопуляции, в которых изначально было больше альтруистов, выросли сильнее благодаря тому, что они имели в своем распоряжении больше «общественно-полезного продукта», производимого альтруистами (три кружка справа внизу). В результате, если сложить вместе три выросших субпопуляции, мы увидим, что «глобальный» процент альтруистов вырос (большой кружок слева внизу).

Исследование с помощью теории игр модели «вложенного перетягивания каната», где каждый индивид эгоистически расходует часть «общественного пирога» на то, чтобы увеличить свою долю этого пирога, показала, что межгрупповая конкуренция является важнейшим, а может быть, и самым главным фактором, стимулирующим развитие кооперации и альтруизма у социальных организмов. Межгрупповая конкуренция растет с ростом внутригруппового родства.

Наследственность. Исследования последних лет показали, что моральные качества людей в значительной мере определяются генами, а не только воспитанием. Способность к альтруистическому поведению в основе своей «заложена» в наших генах - ведь кооперация была необходима нашим предкам еще задолго до того, как они овладели речью. Генетический «базис» альтруизма есть у всех нас - соответствующие гены прочно зафиксировались в человеческой популяции.

Интересно отметить еще один результат, полученный  швейцарскими и германскими психологами при исследовании альтруизма у детей. Оказалось, что количество альтруистов в группе составляет около 5% и не меняется с возрастом. Количество эгоистов с возрастом уменьшается с 22 до 14%, а остальную основную массу составляют «любители справедливости». Почему альтруистов только 5%? Может быть, излишнее размножение беззаветных альтруистов создает слишком благоприятную среду для эгоистов, которые все равно будут паразитировать на чужой доброте? С этих позиций становится понятной и ключевая роль «любителей справедливости»: они сдерживают развитие паразитизма. Может быть 5% альтруистов достаточно для выживания группы? Что произойдет в России, когда число готовых выйти на Болотную площадь вместо сегодняшних 0,5% вырастет до 5%? Число паразитов (14%), находящихся у кормушки не изменится, но видимо появится их сменяемость.
Продолжение Религиозная этика с точки зрения теории эволюции

этология, естественный отбор, Генетика, мораль, эпигенетика, Психология, генетика, нравственность

Previous post Next post
Up