Юрий Каннер ПАМЯТЬ МЮНХЕНА 45 лет назад, в 5 сентября 1972, на Олимпиаде в Мюнхене палестинские террористы из входившей в ООП организации «Черный сентябрь» захватили 11 членов израильской сборной, а затем убили их, предварительно подвергнув издевательствам и пыткам.
Я был подростком тогда. Мы следили за выступлениями на Олимпиаде советских спортсменов - лучших в мире, а тут развернулись события совсем другого рода, и сквозь густое сито советской пропаганды узнавали о баталиях, далеких от спорта. Подробности стали известны, когда я уже повзрослел, а мир прозрел.
Этот теракт был во многом показательным. Олимпиада - символ мира. В Древней Греции на время Олимпийских игр прекращались войны. Палестинские террористы продемонстрировали, насколько их цели и методы противоречат принципам, по которым старается жить остальной мир.
Сам этот теракт стал возможным и закончился так трагично, потому что западный мир считал исламский террор проблемой Израиля, цивилизованные и благополучные страны не касающейся. Олимпийская деревня охранялась из рук вон плохо. Власти ФРГ не допустили Моссад к участию в освобождении заложников, их собственные спецслужбы проявили абсолютную неготовность к такого рода операциям, а политики - полную беспомощность в противостоянии террору. Троих боевиков, уцелевших после бойни в аэропорту Мюнхена, вскоре отпустили на свободу в обмен на пассажиров захваченного палестинцами самолета «Люфтганзы». Полная капитуляция…
Израиль в который раз убедился, что остается в борьбе с террором один. И принял вызов. «Посылай своих мальчиков!» - сказала премьер Голда Меир начальнику Моссада, благословляя операцию «Гнев Божий» по уничтожению инфраструктуры «Черного сентября» и всех причастных к мюнхенскому преступлению. Их преследовали по всему миру - от фешенебельных районов Бейрута до дипломатических кварталов европейских столиц - и уничтожали одного за другим, пока не извели практически всех. Лишь один умер в своей постели. А еще один из организаторов до сих пор жив и пользуется иммунитетом как важный государственный деятель. Его зовут Махмуд Аббас, он глава палестинской администрации и ООП.
После того теракта в Мюнхене в ФРГ, а затем и других странах мира стали создаваться антитеррористические подразделения, и все они тщательно изучали опыт израильтян, который оказался и им необходим. А после операции «Гнев Божий» за Моссадом закрепилась репутация «конторы», которая достанет убийц израильтян в любой точке планеты. Ничто так не отрезвляет руководителей террора, как страх неизбежности возмездия.