Иудаизм (начало)

Mar 08, 2015 04:08


Иудаизм (начало)Несмотря на малочисленность представителей иудейской культуры - евреев в мире около 14 млн.   человек, 0,2% от общего населения Земли -  роль его в развитии человечества необычайно велика. Во-первых, все монотеистические (аврамические) религии  родились от  иудаизма и унаследовали многие его черты, не всегда лучшие, чаще искаженные. Во-вторых, вклад самих евреев в развитие человечества непропорционально высок. Не знаю, нужно ли здесь углубляться в перечисление вклада евреев в достижения человечества, об этом так  много написано, как антисемитами, так и юдофилами. Но и те и другие, признают исключительно большое влияние евреев на ход развития человечества. Разве не является признанием исключительности евреев любимая антисемитами страшилка,  что евреи правят всем миром. Или любимая юдофилами статистика по количеству евреев - Нобелевских лауреатов. Не менее впечатляющи успехи и еврейского государства, сумевшего за короткий срок в каменной пустыне создать страну с высокоразвитой промышленностью и сельским хозяйством, с очень высоким уровнем жизни, обеспечившим место в топ 20 ИЧР. Кстати, и по количеству Нобелевских лауреатов  7-миллионный Израиль за свою короткую историю уже превзошел весь окружающий его 1,5-миллиардный исламский мир.

Поэтому, важно понять, в чем кроется секрет успешности евреев. Конечно, не последнюю роль в этом сыграл антисемитизм, сопутствовавший евреям на всем протяжении веков рассеяния. Многовековые преследования евреев, ограничение их прав, сыграли свою положительную роль в естественном отборе.  Особенно это проявилось и продолжает проявляться в странах с православной культурой. В течение столетий христианская церковь использовала фрагмент Евангелия от Матфея "Да будет распят... И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших"  для обвинения всего еврейского народа в "преступлении против Бога".

Спустя почти два тысячелетия Католическая церковь и Протестантские организации сняли с еврейского народа обвинения в распятии Христа. В 1964 г. декларации против антисемитизма приняли влиятельные протестантские организации: Национальный совет христианских церквей США, Всемирная федерация лютеран, Протестантская епископальная церковь США и др.

Второй Ватиканский Собор 28 октября 1965 г. принял декларацию об отношениях Церкви и нехристианских религий ("Nostra aetate"). Декларация раскрывает учение Церкви о смерти Иисуса Христа, подчеркивая, что ответственность за эту смерть не отягчает ни евреев того времени, ни их потомков. Декларация считает заслуживающими осуждения и сожаления преследования евреев и все проявления антисемитизма. Памятуя об общем с евреями наследии, Церковь глубоко сожалеет обо всей ненависти, преследованиях и многочисленных проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и со стороны кого бы то ни было обрушивались на евреев. По словам папы Римского Бенедикта, пролитая кровь Христа "имеет искупляющее свойство" и не может "служить в качестве проклятия". Нынешний папа Римский Франциск неоднократно подчеркивал свое уважительное отношение к евреям: "Евреи до сих пор остаются для нас священным корнем, из которого вырос Иисус". "Христианин не может быть антисемитом, ведь настоящий христианин должен понимать историю и традиции еврейского народа".

Но РПЦ со своими коллегами с Лубянки не отказывается от антисемитского наследия. Вот что пишет Священник Яков Кротов про связь антисемитизма церковных верхов и антисемитизма Лубянки. "Было бы странно, если бы этой связи не было: ведь подбор кадров в РПЦ осуществлялся до 1990 года под жестким контролем Лубянки (этого никто и не отрицает). ...Антисемитизм Лубянки тоже факт столь же несомненный, сколь и трудно доказуемый. Этот антисемитизм восходит к антисемитизму номенклатуры, который развился при Сталине. В 1970-е годы он приобрел новое качество, соединившись с русским национализмом самого омерзительного толка. Разговорчики о пролетарском интернационализме были оставлены. Финансирование и подготовка антиизраильского терроризма стали одним из важных направлений в деятельности Лубянки".

Из-за антисемитизма евреям в диаспоре приходится больше прилагать усилий, больше учиться, больше работать, чтобы преодолеть ограничения. Поэтому они добиваются бОльших успехов. Ну, а их успехи, в свою очередь, становятся источником еще большего антисемитизма. Да и надо как-то объяснять свои неудачи. Ведь понятно, «Если в кране нет воды...», кто-то должен быть виноват.  Справедливости ради, надо сказать, что я за свою жизнь, с бытовым антисемитизмом сталкивался мало. Было несколько случаев в детстве, бывало и во взрослой жизни доводилось услышать, человек ты, мол, хороший, но вот вообще к евреям у меня отношение отрицательное и далее несли всякую  антисемитскую бредятину, типа, зачем нашего Бога убили. А вот с государственным антисемитизмом в советское время сталкиваться приходилось постоянно, квоты были и при поступлении в вуз, и в аспирантуру, и на работу. Я был лишен загранкомандировок и просто поездок за границу, и даже  защищать диссертацию мне пришлось в Каунасе - тогда в 81-м году это была не заграница. В России квоты на евреев  тогда были исчерпаны.

Но основная главная причина успешности евреев кроется в особенностях их культуры, менталитета, в  наборе ценностей, присущих еврейскому народу и передающемуся из поколения в поколение. Выявить, какие  свойства еврейской культуры наиболее способствуют успеху, задача не простая, если учесть, что иудаизм предписывает еврею исполнение целых 613 заповедей.  Понятно, что заповеди учиться всю жизнь,  ценить свободу и человеческую жизнь, гораздо важнее, чем, например, заповедь носить пейсы и не есть свинину.  Но как узнать, какой набор качеств еврейского менталитета является определяющим для достижения успеха. Задача несколько упростится, если мы сравним, какие качества являются общими и для других успешных культур.  Но сначала об особенностях иудаизма.

В иудаизме Б-г это нечто, обладающее безграничными возможностями, его невозможно представить в каком-либо виде, запрещено любое его изображение и даже не принято написание его имени  полностью -  пишут через черточку. Я бы сказал так: еврейский Б-г это закон, по которому устроен  мир. Он суров, но он закон. Кто соблюдает этот закон, тот получает Б-жью благодать, кто нарушает - тот погибает. Никто не может изменить этот закон и все попытки подчиняться другим законам, поклоняться другим Б-гам, кумирам, идолам опасны и ведут к гибели. Это прямо следует из первой из десяти заповедей, дарованных Б-гом народу Израиля на горе Синай:

Я - Б-г, всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя иных Б-гов, кроме меня. Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли.  Не поклоняйся им и не служи им; ибо я Б-г, всесильный твой, Б-г - ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого поколения, тех, кто ненавидит меня, и творящий милость на тысячи поколений любящим меня и соблюдающим заповеди мои.

Смысл этой заповеди такой. В мире действуют единые законы поведения для всех. Их нужно изучать и им подчиняться. Нельзя выдумывать другие законы и им следовать. Человек сам определяет свою судьбу. Если он знает и соблюдает эти законы, то он и его потомки добиваются успеха. Если нарушает - его и его потомство ждет кара. Заметим, за грехи отцов страдают и  потомки.

Уже одна эта  заповедь определяет такие черты еврейского менталитета, как:
·                   стремление к знаниям, учебе, образованию (законы нужно знать, чтобы им следовать);
·                   вера в себя (судьба человека зависит не от Б-га, а только от собственного поведения, от грамотного соблюдения законов);
·                   строгий этический кодекс (закон суров, но закон).

В иудаизме нельзя согрешить, покаяться и снова грешить. Б-г может простить только грехи, совершенные против него, то есть грехи, не затрагивающие ничьих иных интересов, например, нарушение правил кашрута, ритуальные прегрешения. Но Б-г не может простить грех, совершенный против кого-то, пока потерпевший сам не простит согрешившего. И только тогда Б-г может простить. Свидетельством прощения является то, что больше этот грех не повторяется. Эта очень важное  правило иудаизма, отличающее его от многих других религий и определяющее жесткие этические нормы. Покаяние не может быть оправданием, если не устраняются последствия греха.

Поэтому, у евреев грех убийства не имеет прощения - не у кого испросить прощения. Это определяет еще одну важную черту еврейского менталитета:
·                   бесценность человеческой жизни.

Любой человек, соблюдающий заповеди, может произвести на свет целый народ, подобно тому, как весь еврейский народ произошел от Авраама. Поэтому у евреев грех убийства невиновного не имеет прощения и так высоко ценится жизнь каждого отдельного человека. Ведь смерть одного человека  может погубить целый народ. «Если кто спас одну жизнь, то тем самым он спас целый мир».
Однако иудейская традиция не считает грехом убийство врага,  ради спасения своей жизни или жизни своих близких. Более того, она предписывает это, ибо нет ничего более ценного, чем собственная жизнь и жизнь близких.

Одной из самых главных ценностей в иудаизме считается свобода. Все евреи мира каждый год в праздник Песах отмечают  избавление от египетского рабства, произошедшее более трех тысяч лет назад. Но евреи ежегодно уже тысячи лет вспоминают об этом событии и не устают прививать своим детям
·                   стремление к свободе.

Чтобы коротко выразить этический смысл иудаизма,   часто приводят следующую цитату: «Пришел не еврей к Гилелю [и сказал ему: научи меня Торе пока я стою на одной ноге]. Гилель принял его и сказал ему: «то, что ненавистно тебе, не делай своему товарищу, - в этом вся Тора, а остальное - комментарии, иди и учись» (Шаббат 31а).  Это правило, получившие название золотое правило нравственности, в том или ином виде присутствует и в других религиях. Например, в христианстве оно звучит несколько иначе:  Лк, 6,31 «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте с ними».

Имея внешнюю схожесть, эти два правила несут разный, а, на мой взгляд, даже противоположный смысл. В христианстве формулировка активная - делайте другим то, что Вам хорошо. Такой принцип может быть оправдан только по отношению к самым близким людям. Ведь не всегда, что нам хорошо, то и другим понравится. Как говорится, что немцу смерть, то русскому по колено. Может быть, этим объясняются попытки христиан насаждать свои правила соседям, в том числе и силой оружия. Также и коммунисты пытались всех насильно сделать счастливыми. Недаром, последний коммунист Зюганов назвал первым коммунистом Иисуса Христа [6]. Получается христианский принцип -  живи сам и помоги другим жить так же. То есть, исходная посылка - наш образ жизни самый лучший и мы поможем всем жить так же.

Формулировка иудаизма носит пассивный характер - не делайте другим то, что Вам плохо. Следуя этому принципу, Вы не причините зла другому человеку, даже незнакомому. Такой принцип более универсален и оправдан по отношению и к близким людям, и к незнакомым. Иудеи, никогда не занимались прозелитизмом, вовлечением иноверцев в свою веру, не старались прививать другим то, что им казалось хорошо. Иначе говоря, живут по принципу - живи сам и не мешай жить другим.

Этот принципиально разный нравственный императив, несомненно, повлиял  и на  разность культурных ценностей последователей иудаизма и ортодоксального христианства. Кстати, в конфуцианстве золотое правило звучит аналогично иудейской трактовке. Цитата из сочинения Конфуция «Лунь Юй»: «Цзы Гун спросил: существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь? Учитель ответил: Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

Одна из самых важных заповедей Торы  это
·                   помощь нуждающимся.
Если нуждающихся много, а денег на всех не хватает, следует соблюдать приоритеты: в первую очередь надо давать собственным родителям, если они бедняки, затем детям, если они нуждаются в поддержке, потом братьям и сестрам, потом остальным родственникам по порядку права наследования, потом соседям, потом беднякам своего города, а уж потом живущим в других городах. Забота о близких - главный приоритет еврея.

Огромное количество заповедей Торы не только  излагают правила поведения, но и оговаривают порядок их изучения. Существуют обряды и ритуалы, обязывающие с раннего детства приучать ребенка к учебе. Уже с трех лет дети начинают свое образование.  В религиозных семьях мальчику  в три года устраивают праздник первой стрижки - опшерниш, оставляют  локоны на висках - пейсы, на голову  надевают кипу и с этого момента он, как настоящий еврей, должен начинать учиться. И так до конца жизни.

Когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки. Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

На формирование еврейского менталитета большое влияние оказывает синагога:   бейт кне́сет - дом собрания.  В отличие от  христианской церкви, синагога не  храм, а лишь место для общественной молитвы и собраний общины. Функции синагоги очень широки, там могут быть школы, детский сад, кружки по интересам, клубы, библиотеки и даже кошерный ресторан. Синагога это общинный центр, где евреи собираются для молитв, празднований, общения друг с другом. Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителя, как правило, раввина. Вопреки распространённому мнению, раввин  не является священником. Раввин лишь учёное звание, подтверждающее иудейское религиозное образование и квалификацию в толковании Торы и Талмуда. В иудаизме нет никакой иерархии - все члены общины равны, и если к раввину испытывают большее уважение, чем к другим членам  общины, то только в силу его  более высокого образования и знаний в области иудаизма.
Особо отмечу, общение с Б-гом происходит без посредников, все равны перед Б-гом и общаются с ним на равных, без унижения собственного достоинства. С Б-гом можно общаться и стоя, и сидя, и за праздничным столом. Без  коленопреклонения, целования чьих-то рук и других видов подобострастия.

·                   Чувство собственного достоинства
еще одна важная черта еврейского менталитета. Приведу цитату из лекции раввина Джонатана Сакса "Каждый еврей-слуга и царь": "Завет  с Б-гом сделал из евреев нацию, в которой каждый должен нести ответственность не только за самого себя и свою семью, но и за морально-духовный облик своего народа. Этот принцип в дальнейшем лег в основу идеи «все евреи ответственны друг за друга». Евреи не передавали всю полноту власти одному-единственному человеку, каким бы святым и благородным он ни был. Каждый представитель еврейского народа был призван стать одновременно царем и слугой, то есть лидером, вождем. Никогда в истории институт лидерства не был настолько демократизирован.
Вот почему евреями всегда было так сложно руководить. Вспомним знаменитое высказывание Хаима Вейцмана, первого президента Израиля: «Я возглавляю нацию из миллиона президентов». Да, Всевышний - наш пастырь, но еще ни один еврей не был овцой. В то же время именно по этой причине евреи оказывают настолько непропорциональное их численности влияние на мир. Евреи составляют всего-навсего 0,2% населения Земли, но при этом лидеры из их числа найдутся во всех сферах человеческой деятельности. Быть евреем - значит, быть лидером по призванию".

Продолжение                                                                           К оглавлению

иудаизм, культурный капитал

Previous post Next post
Up