В поисках инфы о подземном парке, который собираются построить в Нуёрке, я наткнулся на другой проект, уже реализованный в этом городе. В этом объекте меня поразили до самого ливера все три его жизненные инкарнации: функциональная, абандон и современная. Это, граждане, что-то совершенно ахуительное. Поэтому я на время (усэ буит, не сцать) отложил рассказ о подземном парке, чтобы поведать вам о не менее, если не более удивительном проекте. Фтыкаем.
___________________________________________
Строительство первых железнодорожных веток на улицах Манхэттенского Вестсайда началось в 1847 году. В районе бурно развивались промышленные предприятия, которым требовалась современная транспортная сеть. Но уже к началу XX века растущее беспокойство городских властей стало вызывать большое количество аварий и несчастных случаев с участием поездов, автомобилей и пешеходов. В качестве меры безопасности перед поездами
стали пускать всадников с флагами, которых нью-йоркцы прозвали «Вестсайдскими ковбоями». Но и это не особо помогло - 10-ю авеню на Манхэттене к тому времени окрестили «Авеню смерти».
После многолетних дебатов власти города и штата в 1929 году приняли Программу развития Вестсайда, которая включала в себя строительство железнодорожной ветки на эстакаде суммарной длиной более 20 километров. Стоимость проекта составила более 150 миллионов долларов, что эквивалентно 2 миллиардам в нынешних деньгах.
В 1934 году было открыто движение на участке от 34-й стрит до депо “St. John's Park Terminal” на Спринг стрит. Эстакада десятиметровой высоты, получившая название “High Line”, была проложена в основном внутри кварталов, чтобы избежать недостатков, сопутствующих наземным линиям метро, которые в Нью-Йорке первоначально располагались над улицами. Кроме того, железнодорожная ветка проходила прямо через некоторые промышленные здания, что существенно улучшило логистику.
В 1950-е годы в связи с развитием автомобильных грузоперевозок движение по железным дорогам сильно снизилось, как в масштабах всей страны, так и на High Line. В 60-е был снесен южный участок эстакады, примыкающий к депо “St. John's Park Terminal”, а в 1980 году по ней прошел последний товарный поезд, груженый морожеными индейками.
В середине восьмидесятых землевладельцы, скупившие участки под High Line, стали выступать за окончательный снос эстакады. Им противостоял активист Питер Облетц, который добился в суде отмены решения о сносе. Он также выступал за восстановление движения, что в те годы было уже утопией - ветка была окончательно заброшена.
В 1999 году жители района Челси Джошуа Дэвид и Робет Хэммонд создали некоммерческое общество “Friends Of The High Line”. Они выступили с предложением сохранить старую эстакаду и использовать ее в качестве места публичного отдыха, и в марте 2002 года Городской совет Нью-Йорка принял решение сохранить High Line. Инвестором проекта выступила компания CSX Transportation Inc. Экономисты подсчитали, что будущие доходы от эксплуатации парка с лихвой покроют расходы на его строительство.
В январе 2003 был объявлен конкурс на создание проекта парка High Line, в котором приняли участие 720 архитектурных бюро из 36 стран мира. В нем победила компания
“James Corner Field Operations”, специализирующаяся на ландшафтном дизайне, и архитектурное бюро
“Diller Scofidio + Renfro”.
Строительство парка началось в апреле 2006 года с подъема старых рельс. Они были помечены, чтобы в дальнейшем использовать часть из них в качестве декоративных элементов. Затем начались работы по укладке нового покрытия, установки скамеек, входов и выходов с улиц и устройства зон отдыха. На финальной стадии подключились флористы, которые занялись рассадкой декоративных растений, деревьев и кустарников.
Первая очередь парка High Line была открыта 9 июня 2009 года, вторая - два года спустя. Сейчас, помимо развлекательной, он играет и большую культурную роль - в парке регулярно проходят выставки и перформансы, а на собственном экране под открытым небом демонстрируются художественные и образовательные программы.
Текст и фото - с
официального сайта проекта High Line Park, перевод мой авторский.
Вот тут еще есть хорошо слепленная панорама, оч рекомендую.
От себя могу добавить лишь, что нужно очень-очень любить свой город, чтобы найти силы превратить один его заброшенных уголков, являющийся, к тому же, пиздатейшим памятником промарха, в настоящий локальный рай. Завидно, ребята, до усрачки. Засим кончаю.