ОСОБНЯК Н. Д. СТАХЕЕВА НА НОВОЙ БАСМАННОЙ УЛИЦЕ

Jun 21, 2010 13:00

История рода купцов и промышленников Стахеевых насчитывает более 150 лет. По преданию, их предок был родом из новгородской земли, откуда ушел на вольные камские земли. Торговую деятельность Стахеевы начали в XVIII веке в Елабуге и прошли путь от купцов третьей гильдии до крупнейших российских монополистов, вклад которых в экономическое и культурное развитие страны, по оценке историков, не меньше, чем вклад таких прославленных фамилий, как Морозовы, Крестовниковы, Бахрушины. В середине XIX века торговля купцов вышла далеко за пределы Вятской губернии, этот прорыв совершили два брата - Иван и Дмитрий Стахеевы. Расположение Елабуги на месте сближения трех судоходных рек - Камы, Вятки и Белой - позволило им стать посредниками между центральными и отдаленными губерниями страны. Братья скупали хлеб, отправляли его в Петербург и Москву, на Урал, в Сибирь и за границу, а всю Восточную Россию снабжали сахаром, промышленными товарами и чаем, привозимым из Китая. Постепенно к этому перечню добавились бакалея, драгоценные металлы и другие товары. Со временем появились крупные торговые дома Стахеевых и собственный флот для доставки грузов в другие губернии. Наличие буксирного пароходства и развитие парового флота определили новое направление деятельности - торговлю нефтяными продуктами. Стахеевы занялись также финансово-кредитными операциями. А апофеозом предпринимательской деятельности Стахеевых можно считать создание одного из крупнейших монополистических объединений начала XX века - концерна Путилова - Стахеева - Батолина, который оформился к 1916 году и объединил ряд наиболее прибыльных предприятий почти во всех отраслях промышленности. Акции торгового дома Стахеевых держал император Николай II, почти во всех городах России имелись их магазины. Известно, что в 1900 году оборот фирмы "И. К. Стахеев и сыновья" составлял 80 миллионов рублей - гигантские по тем временам деньги.

Стахеевы много занимались благотворительностью. Основы этой семейной традиции заложил Иван Иванович, создавший в Елабуге благотворительный комитет, который постоянно выделял пособия беднякам и погорельцам. Иван Стахеев устроил и содержал женскую богадельню на 60 мест, воспитательное отделение для сирот, построил Казанско-Богородицкий женский монастырь. Будучи городским головой, Иван Иванович построил каменный мост, оказывал помощь больнице. Дмитрий Иванович Стахеев, также служивший городским головой, соорудил огромную лестницу к пристани, позволившую людям быстрее добираться до реки, и дамбу. Стахеевы построили в городе мужскую богадельню и приют с бесплатной столовой для всех бедных, приняли участие в возведении реального, городского и духовного училищ, ремесленной школы. В некрологе об Иване Ивановиче Стахееве в "Вятских губернских ведомостях" в 1885 году было написано, что "бывший некогда миллионер и главный воротила в торговых делах умер с очень незначительным капиталом, громадная часть которого была истрачена на различные благотворительные учреждения". А Дмитрий Иванович, будучи городским головой, отказывался получать жалованье за эту должность, направляя причитающиеся ему деньги на нужды города.

Николай Дмитриевич Стахеев получил от отца крупное наследство, около 5 миллионов рублей, и хорошее дело. Он торговал хлебом, чаем, лесом, имел золотые прииски, владел нефтяными месторождениями и, обладая большими коммерческими способностями, увеличил свой капитал в 8 раз. Переехав на жительство в Москву, начал скупать старые особняки на лучших улицах и строить многоэтажные дома, что приносило ему большой доход. Например, в 1890-х годах он покупает землю у дворянки Рожковской на улице Мясницкая и строит доходный дом с книжными магазинами, который теперь известен как "Библио-Глобус".

Обширный участок земли с садом на Новой Басманной улице Стахеев купил в 1890-х г.г. В XIX веке там находился дом, где свыше 20 лет жил участник войны 1812 года, философ и общественный деятель Пётр Яковлевич Чаадаев. Здесь его навещали Пушкин, Гоголь, Герцен, Тургенев. Старые здания были снесены, а на их месте архитектор М. Ф. Бугровский выстроил в 1898-1899 г.г. настоящий дворец, пригласив для отделки скульптора В. Г. Гладкова. Постройка этого здания обошлась Стахееву в один миллион рублей. Это один из наиболее ярких и хорошо сохранившихся до наших дней примеров эклектической архитектуры конца XIX века, а его интерьеры являются ценнейшими памятниками прикладного искусства. Фасады и огромный холл с беломраморной лестницей выполнены в греческом стиле, парадные апартаменты включают готическую столовую, мавританскую курительную, залы в стиле классицизма, барокко и т.д. Хорошо сохранилась обильная деревянная резьба, сложного рисунка паркет, витражи, мраморная и лепная отделка. Перед домом находится фонтан: чугунная женская фигура, держащая фонарь - «Богиня ночи», изготовленная в парижской мастерской в конце ХIХ века. Позади было пристроено помещение галереи (Стахеев был коллекционером живописи), а с правой стороны находилось здание конторы.

Н. Д. Стахеев жил на широкую ногу. Много путешествовал, был завсегдатаем казино в Монте-Карло. Как отмечали современники, он проматывал свои капиталы "без жалости и сожаления", его приезд в Монте-Карло всегда сопровождался повышением курса акций казино, так как он играл крупно и обыкновенно проигрывал. Не забывал и о благотворительности, которой славились его отец и дядя: в Алуште, где он владел роскошным дворцом, на средства Николая Дмитриевича были построены церковно-приходская школа, Земское училище, городские купальни, больница, пристань, первый в городе театр и набережная, укреплены башни крепости Алустон. С женой он разошелся, оставив ей особняк на Новой Басманной. Известно, что О. Я. Стахеева сдавала его внаймы вдове С. Т. Морозова Зинаиде Григорьевне за 25 тысяч рублей в год, когда та продала свой особняк на Спиридоновке, построенный мужем. Перед Первой Мировой войной Стахеев уехал во Францию.

После 1918 года, когда все его состояние было национализировано, он вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной серебро и какие-то другие ценности, но когда Николай Дмитриевич уже шел по улице с этим кладом, его остановили дружинники из рабочих железнодорожного депо. На допросе в ГПУ Стахеев предложил Дзержинскому сделку: он говорит, где в доме спрятаны ценности, а ему назначают пенсию или дают возможность уехать из страны. Дзержинский принял условия бывшего промышленника. Говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию, а на часть «найденных» сокровищ был построен Дом Культуры железнодорожников на нынешней Комсомольской площади. Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф. Рассказывали, что авторы «Двенадцати стульев» взяли интервью у Николая Дмитриевича, и в результате он стал прототипом Ипполита Матвеевича Воробьянинова.

Особняк Стахеева после национализации передали железнодорожникам. С 1918 года он находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения (впоследствии Министерства путей сообщения). Там в разное время находились различные учреждения: клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, и Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте. В 1940 году дом отдали под клуб детей железнодорожников. Там работало множество творческих и технических кружков и секций, стены этого здания помнят ещё молодых, пятнадцатилетних Олега Даля, Олега Басилашвили, Валентину Толкунову и других. Члены трех поколений семьи автора этого поста занимались там: в конце сороковых моя мать танцевала в балетном кружке, я сам недолго занимался моделированием, а сейчас в секции народных инструментов занимается мой сын.

К сожалению, за последние десять лет ситуация с детским клубом в корне изменилась. Все секции были изгнаны в тесные и низкие подвальные помещения, а роскошные залы особняка сдаются администрацией внаем за немалые деньги для проведения шоу, презентаций, «светских тусовок», съемок фильмов и телепередач или просто банальных банкетов. На экскурсиях рассказывают, что в готической столовой якобы проходят репетиции оркестра, но это ложь - как рассказал мне сын, там бывают только важные концерты один-два раза в год, а репетиции проходят все там же - в подвале. Детская изостудия находится в маленькой каморке с низким потолком, в том время как красивые и светлые залы особняка можно снять за каких-то пятьдесят тысяч рублей.

Отдельная тема - это моя долгая борьба за то, чтобы фотографии из великолепной готической столовой, являющейся едва ли не лучшим в Москве интерьером, созданным в рамках стиля, появились в нашем сообществе. Эта борьба началась больше года назад. Я позвонил и попробовал договориться с администрацией о съемках, на что мне было сказано: «Пожалуйста! 280 евро в час, и снимайте!» Я попытался объяснить, что моя цель - не коммерческая съемка, а историко-краеведческий материал, напирал на аккредитацию от журнала градостроительной тематики - все без толку: «Платите деньги, или до свидания». Я уже не говорю о хамском тоне, в котором велась эта «беседа», которая больше походила на торг. Поэтому в апреле и мае этого года пришлось пройти через унизительную, выматывающую процедуру записи на посещение объектов культурного наследия, которую бездарно, в лучших совковых традиция организовали (хотя правильнее было бы сказать «провалили») господа из МКН. Огромное человеческое спасибо mirandalina, которая прошла через это вместе со мной, и сделала прекрасные снимки. Наслаждайтесь.






















































Местонахождение здания.

интерьеры, особняки и усадьбы

Previous post Next post
Up