Особняк А. В. Морозова в Подсосенском переулке построен архитектором М. Н. Чичаговым в стиле нео-барокко в 1878 - 1879 г.г. Но для нашего сообщества интересен он тем, что его некоторые интерьеры оформлены в неоготическом стиле, причем никем иным, как знаменитым Федором Осиповичем Шехтелем. Благодаря уважаемой
opposto, которая посетила особняк в Международный день музеев, мы имеем уникальную возможность взглянуть на эти интерьеры. Но сначала - традиционная историческая справка.
Алексей Викулович Морозов.
Алексей Викулович Морозов - правнук знаменитого Саввы Васильевича Морозова, основателя известной на всю Россию
династии текстильных фабрикантов, представитель одной из ее ветвей - Викуловичей. С 1877 года он участвовал в делах семейной фирмы "Товарищество мануфактур Викула Морозова с сыновьями". Фирме принадлежало одно из крупнейших текстильных производств в России: ткацкая и красильно-аппретурная фабрики в селе Никольском Покровского уезда Владимирской губернии, а также бумагопрядильная фабрика при селе Саввино Богородского уезда Московской губернии. С 1894 г. Алексей Викулович увлёкся коллекционированием, близко познакомился со всеми московскими собирателями, антикварами, любителями и исследователями старины. Вещи приобретал в России и за границей (вернул на родину многие произведения отечественного искусства). Его коллекция фарфора была одной из лучших в России, включала к 1917 году около 2,5 тыс. предметов.
Коллекция размещалась в особняке Морозова, который первоначально принадлежал его отцу. Находился он во Введенском (ныне Подсосенский) переулке. В конце девяностых годов Морозов заново оформил интерьеры особняка по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля, и украсил его пятью панно работы М. А. Врубеля с изображениями Фауста, Мефистофеля, Маргариты и других персонажей трагедии И. В. Гёте «Фауст»; мебель, шкафы, специальные витрины для коллекции фарфора изготовлены на фабрике П. А. Шмита.
Все фотографии, иллюстрации и комментарии к ним, а также ссылки по теме:
opposto Интерьер кабинета.
Интерьер библиотеки.
Библиотека имела не только книжные фонды, содержащиеся в готических застекленных шкафах и специальном помещении книгохранилища, но и уникальный по конструкции и исполнению шестигранный стол, изготовленный по проекту Ф. О. Шехтеля. Каждая вторая ячейка шестигранника являлась витриной, где хранились и экспонировались раритеты из коллекции старообрядческих книг Алексея Викуловича. Раритеты из трех таких витрин могли изучаться посетителями на трех столах, расположенных между ними. Если раздвинуть шестигранник стола от середины, то в полу открывалось застекленное отверстие, служившее потолком и устройством для искусственного освещения помещения, расположенного на первом этаже.
Фриз по периметру помещения был расписан по эскизу и под руководством Ф. О. Шехтеля.
Для готического кабинета особняка А. В. Морозова в Подсосенском переулке, созданного Ф. О. Шехтелем, М. А. Врубель выполнил цикл декоративных панно на тему трагедии И. В. Гете «Фауст» и одноименной оперы Ш. Гуно: «Мефистофель и ученик», «Маргарита», «Фауст», «Полет Фауста и Мефистофеля». Пятое панно «Фауст и Маргарита в саду» утрачено. Для того же дома Врубель написал панно «Философия» (1899). Сегодня эти произведения принадлежат собранию Третьяковской галереи. Ранее они размещались в центральной части зала Врубеля, теперь - в боковой галерее справа.
Подробнее о коллекционере А. В. Морозове читать
ЗДЕСЬ.
Трехмерную панораму кабинета смотреть
ЗДЕСЬ.
Местонахождение здания.