Продолжаю рассказывать о том, как живут московские вокзалы. Сегодня мы отправляемся на Ярославский музей вокзал. Уже традиционно сравним прошлое и настоящее. Мы побываем на крыше Ярославского вокзала, а еще прогуляемся через "Волчью яму" и посмотрим на круговое депо Николаевской железной дороги (Ленинградского вокзала).
(Ссылки на другие посты, посвященные вокзалам Москвы можно найти внизу.)
И начнем с того, что на ретро-фото виднеется орёл. Сейчас же там красуется:
Ярославский красив и разнообразен. Фрески, лепнина, вензеля:
Я уже на крыше:
На крыше ведутся работы по новым системам дымоотводов, вентиляции и прочего.
Кстати, если смотреть с Ярославского на Казанский, то это вот так:
Но бывало и наоборот:
Окинул взглядом "поля":
Зеленый купол меня заманил, решено было отправиться туда:
И, коль уж я оказался (образно) на обратной стороне Москвы:
Путь мой пойдёт тоже немного по обратной стороне Москвы, а точнее через окрещенную народом "Волчью яму" (часть проезда Комсомольской площади), которая совсем не является знаменитым кратером от падения метеорита, но своё значение из вики (звероловная ловушка) частично оправдывает. Это проход между Ярославским и Ленинградским, в котором собираются вольные носильщики, синяки, попрошайки и прочий асоциальный элемент. С территории вокзалов их вытеснили, но этот маленький анклав продолжает существовать. Иногда миграционные службы нагрянут, иногда просто патруль, но привокзальные территории всегда и везде манили к себе различный контингент. А на деле, ничего особенного:
Если вспомнить ситуацию между вокзалами лет так 10 назад, то иначе как "ужас" и подобрать нечего. Этот рынок, который там существовал, эти вечные чебуречные и грязь, это раздолье для карманников. Идёшь и за карманы держишься в толпе людей. Говорят, что сейчас число преступлений там сократилось в разы. Но не забывайте, мы в России:
Сейчас мне даже понравилось, если можно так выразиться, например, там живёт довольная собака, которая танцует под музыку из телефона:
Ну и ещё много необычных постояльцев:
Покинув "Волчью яму" под чьи-то пьяные причитания о плохой игре сборной по футболу, я дошёл до намеченной точки - кругового депо Николаевской железной дороги. О нем у меня есть кое-что.
«При пассажирской станции Санкт-Петербурго-Московской железной дороги в Москве назначено построить локомотивное здание с мастерскими согласно Высочайше утверждённому 16 июня 1845 года проекту. Но как назначенная под постройку сию местность гораздо ниже насыпи полотна железной дороги, посему оказывается необходимым фундамент для сего сделать высотою 11 аршин, а потому считаю нужным приказать приступить к возведению круглого здания на предназначенном для него месте, но не строить при оном мастерских, как сие по утверждённому проекту для столичных станций назначено, для сокращения издержки, которая бы потребовалась на возведение столь значительной высоты фундамента под сии мастерские, если их строить в соединении с круглым зданием, а избрать другое удобное место под постройку оных и представить их проект».
Не буду перегружать тут википедией, отмечу, что Круговое депо построено в 1849 году по типовому проекту, разработанному Рудольфом Андреевичем Желязевичем для Николаевской железной дороги, считается памятником промышленной архитектуры XIX века. Находится оно по адресу: Проезд Комсомольской площади, 3/30, строение 1.
Имело в разные годы разный вид:
Водонапорная башня рядом существует неизменно, ведь сам проект был реализован возле огромного пруда, о чем можно почитать, если интересно, что еще за пруд за такой был. Башня, естественно, в том или ином виде, и сейчас есть. Поросшая деревцами и антеннами:
Конечно, башня видела всякое. Например, времена, когда депо было похоже на какой-то "чайна-таун" или бостонское гетто:
Что только с депо не происходило, что там только не надстраивали или не ломали. Закладывали проёмы, торговали всем, чем только можно.
"Глухое местечко, Ватсон..." ©
Догадываюсь, как торгаши очень "любили" шум проезжающих под окном составов:
Перед реконструкцией, дела обстояли вот так:
Иии:
Прораб, кстати говоря, мог бы легко работать искусствоведом где-нибудь. Серьезно. Знаток архитектуры и истории порядочный. Многое из исторического убранства потерялось с годами, но ребята делают все возможное, чтобы сохранить местечковый белый камень, орнамент, элементы узоров.
А ведь, пожалуй, очень сложно сделать из этого:
Вот это:
Но работы кипят:
Должно получится так. Поезд, правда, французский, но мы же смотрим в светлое будущее?:
Не так все это просто:
А ещё от прошлых времен остались артефакты, вот печные кирпичи:
У кирпичей тоже есть своя история, вот, например, кирпич с завода, владельцем которого был Левин Израилевич Вейс (с 1910 года Леонтий Иванович):
А вот огромный чугунный замок, тот, кто правильно напишет его предназначение в комментариях (в моем блоге), получит 333 жетона:
На обратном пути я заглянул к нулевому километру транссиба, вспомнил, как огромна наша страна:
Спасибо за внимание. Предлагаю вам решить, о каком вокзале написать в след. раз.
Предыдущие посты о вокзалах Москвы:
Рижский вокзал. Павелецкий вокзал. Казанский вокзал. Ретроспектива девяти вокзалов.