Чем больше занимаешься историей Канала имени Москвы (бывший канал "Москва - Волга"), тем больше понимаешь грандиозность этого сооружения, причем не только технического, но и пропагандистского. Мы пользуемся им уже почти 90 лет, и мало кто задумывается, что без него не было бы 12-миллионной Москвы: из кранов не шла бы вода, которая больше, чем наполовину - из Волги.
Верхнее фото дает представление о работе шлюзов: круизер заходит в него "снизу", с Волги, а над ним возвышается другой круизер, который находится на 11 метров выше, на уровне Иваньковского водохранилища (оно же - Московское море). Пройдет немного времени, один круизер поднимется, другой - опустится, и они пойдут дальше по водной глади, разгороженной шлюзами и плотинами на разновысокие участки.
Сегодня нас интересуют шлюзы скорее как произведения монументального искусства, призванного показать всем величие СССР. Поэтому существенная их часть - выдающиеся сооружения архитектуры и скульптуры.
Во время нашего круиза на "Репине" мы прошли 6 шлюзов канала имени Москвы и Угличский шлюз, некоторые мы видели дважды - днем и в вечерней подсветке. Покажу все, хотя не все они интересны и удачно сняты.
Нумерация шлюзов начинается от Волги, поэтому шлюз №1 канала находится дальше всего от Москвы, в Дубне, где сделано верхнее фото. Но мы начнем с другой стороны, с шестого шлюза, потому что в таком порядке мы их проходили. Все шлюзы канала построены в 30-е годы XX века.
2.Четыре часа круиза прошли, шестой шлюз - для нас первый. Три теплохода идут "в связке" и вместе проходят шлюзы. Толпа народа на палубах - признак того, что шлюз еще в диковинку.
3.Шлюз украшают четыре скульптуры, изображающие тружеников: два мужчины и две женщины
4.На подходе к шлюзу №5 стоит скульптура девушки с корабликом - копия той, что находится на входе в парк Речного вокзала в Москве. Справа - насосная станция
5.
6.Эта же красавица на обратном пути
7.У пятого шлюза очень интересные башни (те, что ближе к Москве): с одной стороны они полукруглые
8.А снять их удалось лишь на обратном пути
9.Противоположные башни этого же шлюза завершаются красивыми круглыми ротондами (полагаю, практического значения они не имеют, зато красиво).
10.Четвертый шлюз не дал интересных фото, но для полноты картины приведу. Насосная станция
11.Заходим в шлюз
12.Самый красивый шлюз - третий, его увенчивают макеты старых парусных кораблей. Считается, что это копии каравеллы Колумба "Санта Мария", хотя
специалисты утверждают, что это совсем не каравеллы. Создатель шлюза - архитектор Владимир Мовчан.
Интересно, что делали каравеллы цыгане - цыганские кузнецы. Прочим умельцам эта работа оказалась по по силам (легенда, которая весьма правдоподобна). Каравеллы получились огромными: длина 12 метров, высота 9, ширина 5,5 метров. Это всего вдвое меньше натуральной величины.
В общем, смотроите и восхищайтесь.
13.
14.
15.
16.Как лучше смотрится - днем или вечером? Мне больше понравился вечерний вариант, но он больше теряет на фото
17.
18.
Шлюзы с третьего по шестой расположены на сравнительно небольшой участке между Икшей и Яхромой. А потом идет длинный путь без шлюзов, до второго шлюза около поселка Темпы, примерно за 100 км от Москвы. На пути от Москвы шлюз был пройден глубокой ночью, поэтому есть только утренние фото с обратного пути.
19.Заходим в шлюз
20.Со стороны Москвы шлюз украшают скульптурные группы
21.Одна из них как раз проходит реставрацию здесь же, на территории шлюза
22.Вышли из шлюза
23.И наконец, первый шлюз. Строго говоря, он уже не относится к каналу, а находится между Иваньковским водохранилишем и "обычным" руслом Волги.
Волга видна на заднем плане, вместе с недавно построенным мостом
24.На входе в шлюз со стороны Москвы - памятник Ленину. С воды он не кажется таким гигантским, как с берега.
25.А здесь, напротив Ленина был Сталин
26.И наконец, Угличский шлюз. Он введен в эксплуатацию осенью 1941 года. По шлюзу проходит автомобильная дорога.
27.Арка делает шлюз узнаваемым и одним из самых красивых
28.
29.Действительно, красавица!
30.
Рассказ о шлюзах закончен, а рассказ о круизе - на середине.