Эта загадка далеко от разгадки, для которой мне, увы, не хватает знаний. Музей Победы задумывали и создавали несколько десятков лет, поэтому я не могу точно ответить на простой вопрос: кто автор замысла музея? Наиболее вероятный ответ: Анатолий Полянский, автор проектов Артека, немалого количества образцов советской курортной архитектуры, а также павильона СССР на Всемирной выставке 1958года (1926-1993). Но тут все так запутанно, что лучше процитирую:
В 1982 году Анатолий Трофимович Полянский был приглашен в уже существовавший к тому моменту творческий коллектив по созданию комплекса памятника Победы Советского народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе в Москве. Стремительное вторжение А.Т. Полянского в неторопливый процесс проектирования Памятника Победы, который длился многие годы (мемориал был заложен в 1960 году), сдвинуло процесс с мертвой точки. Полянский практически завершил комплекс на Поклонной горе (за исключением установки монумента в центре площади) созданием проекта храма Святого Георгия (проектирование и строительство храма были проведены и завершены в 1994-95 годах (после смерти Полянского) с серьёзными отступлениями от первоначального замысла внутреннего и наружного убранства. (
источник).
Почему мне так интересно узнать имя автора проекта. Потому что уверена на 99%, что образцом для него послужила храмовая архитектура Европейского Возрождения и российского ампира. То есть, музей был задуман как храм победы.
По поводу того, на какие именно образцы опирался создатель музея, у меня есть две идеи, причем совпадения довольно любопытны. Вообще в замысле музея много странного. К примеру, само его здание увидеть очень сложно: почти со всех ракурсов заметны только колоннада и купол. Или то, что в нем экспозиция занимает по сути занимает подчиненное положение по отношению к... "памятным залам", что ли. Как назвать эти аналоги храмовых помещений?
Итак, для начала мы посмотрим фото музея в разных ракурсах, потом интерьеры (без экспозиции). А также аналоги и аналогии.
2.Почти на всех фотографиях музея получается вот такой странный крест из палки - Церетелиевской колонны - и широкой колоннады, над которой выступает купол музея.
3.Всадники по бокам колоннады гармонируют с Георгием Победоносцем у подножия стелы, однако не являются его копией. Купол увенчан шпилем (ничего не напоминает?)
4.
5.Собственно здание музея можно разглядеть с колоннады, а также из задней части парка.
Здание площадью 34 тыс. кв. метров представляет собой куб, стоящий на семи полукруглых основаниях. Возможно, это связано с тем, что по преданию Москва покоится на семи холмах. Гранитные основания диаметром 30 метров находятся ниже уровня колоннады и стен, несущих купол. В основаниях расположены шесть диорам и кинозал. Венчает здание купол с четырехгранным 15-метровым шпилем.
Фасад здания оформлен колоннадой, которая выходит за пределы стен основного здания, поддерживающих купол, и образует полукольцо.
Вот такое странное сооружение.
Я добавляю еще одно фото из интернета и пару красивых фото предыдущих лет.
6.
7.
8.Только так можно увидеть здание целиком
А теперь смотрим найденные мной аналоги
9.Аналог первый. Ватикан, площадь Святого Петра. Вместо собора у нас сделали жуткий кубик и сразу же убрали так, чтобы его не было видно, колоннада у нас поменьше, зато стела выше.
9а.Аналог второй.
Проект Храма Христа Спасителя Александра Витберга. Здесь, помимо внешнего сходства, есть большое сходство по внутреннему наполнению, о чем пойдет речь дальше.
А теперь мы отправляемся в музей, но интересуемся не экспозицией, а тем, что я назвала "памятные залы".
При этом я буду цитировать фрагменты
проекта храма Александра Витберга, посвященного победе в Отечественной войне 1812 года (курсив), и описание музея Победы (прежнее название - музей Великой Отечественной войны)
Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. То есть, его храмы расположены друг над другом.
10.Вход в экспозицию музея Победы на минус первом этаже
Нижний храм: подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды). В этой крипте должны были покоиться герои, павшие в 1812 году. Вечная панихида по ним должна была служиться об убиенных на поле битвы, по стенам должны были быть иссечены имена всех их, от полководцев до рядовых. Света в нем практически не было.
11.На минус первом этаже ты идешь к залу Памяти и Скорби через зал "Лица победы", где собраны фотографии участников войны.
12. Здесь действительно "пробирает". Меня уж точно.
13.Центральным объектом Зала Памяти и Скорби является скульптурная группа «Скорбь», выполненная Львом Кербелем из белого мрамора.
14.Сходство композиции с Пьетой Микеланджело из упомянутого собора Святого Петра столь велико, что Пьета указана в путеводителе по музею. Фото из Википедии
15.Подвески символизируют слезы. В зале хранятся книги со списками погибших, а также интерактивные экраны, которые выполняют ту же функцию, я нашла своего родственника.
Второй храм должен был символизировать жизнь, страдание, труд. К нему должна была вести колоннада, украшенная статуями ветхозаветных патриархов и пророков.
16. Зал полководцев на первом этаже в его центральной части (по бокам - выставочные залы) представляет собой подножие гигантской лестницы. Здесь нет статуй, но есть бюсты кавалеров ордена Победы
17.Вид с лестницы. Я поинтересовалась, что находится за ширмой, на которой написано "Музей победы". Оказывается, за ней скрываются входные двери. Раньше вход в музей, по-видимому был здесь, как раз рядом с колоннадой (правда без статуй)
Третий, верхний храм, проектировался в форме круга, купола. Он был ярко освещён и символизировал вечность, бесконечность духа.
18.Вход в Зал славы на втором этаже
19.Он действительно круглый
20.Под освещенным куполом - орден Победы
21.Каждый час здесь показывают мультимедийную экспозицию. "История войны за 10 минут". Несколько фото с нее. Мирный труд накануне войны
22.Битва за Москву
23.Штурм Рейхстага
24.Радость победы
На этом заканчиваю свой рассказ и жду мнений тех, кто разбирается в теме лучше меня, в частности,
archistorikПро Парк Победы и его сооружения напишу отдельный пост.