Прощание с Музеоном

Sep 28, 2013 22:30



"Люблю Музеон. Люблю во всем его многообразии и несуразности - от многочисленных Лениных-Сталиных-Дзержинских до абстрактных скульптур, от торчащего почти отовсюду Петра в позе Колумба до ручейков и затейливых клумб, от торговли цветами и рассадой до дней какой-то арабской страны, на которые мы как-то угодили."
Так я писала в конце 2011 года, предчувствуя, что любимого парка скорее всего скоро не будет. Дело в том, что в то время в Музеон пришло новое руководство, считавшее, что "на сегодняшний день парк не очень известен, не очень популярен. Нам бы хотелось, чтобы он был открыт для большего числа людей".
Предчувствия меня не обманули. Музеон стал частью прекрасной новой пешеходной зоны. Но старого и любимого Музеона действительно нет и никогда не будет. Поэтому я собрала из архивов фотографии Музеона разных лет. Возможно, многое на них не понравится ревнителям строгого художественного вкуса. Мне тоже далеко не все экспонаты Музеона нравились. Что не отменяло моей любви к этому странному месту, которого больше нет.

Музеон известен прежде всего скульптурами вождей, свезенными с московских улиц и не только. Такой Сталин, сколько помню, в Москве не стоял. Обрамление памятника соответствующее...






Остальные памятники специального оформления не имеют. Самый известный - конечно же, "железный Феликс"




Ильичи (хоть Ленин, хоть Брежнев) представлены в нескольких экземплярах. Есть еще Свердлов, Калинин, но в моем фотоархиве их не нашлось.



Второе, чем известен Музеон - видами на печально известного Церетелиевского Петра. Да-да, я все о нем знаю. И что он вошел в десятку самых уродливых строений и памятников в мире по версии одного популярного интернет-издания. И что это переделанный Колумб за штурвалом испанской каравеллы, который Церетели безуспешно пытался продать к 500-летию открытия Америки США, Испании и разным странам Латинской Америки. И что в результате Петр получился одетым как подобает скорее испанскому гранду, а не российскому императору, а что касается корабля, то говорят, пока ни один судостроитель не решился назвать его тип, а штандарты расставлены в полном противоречии с морскими артикулами. И что 98-метровый памятник (самый высокий в России) соврешенно не смотрится на не такой уж широкой Москве-реке. И что еще до официального открытия, в 1997 году, памятник пытались взорвать, и с тех пор открытого доступа к нему нет. Я все это знаю, что не мешает мне относиться к памятнику с симпатией, смешанной с иронией. Посмотрите, как он хорош среди цветущих каштанов и роз.






Теперь немного охаянных многими прудиков  и прочих атрибутов садово-паркового искусства.






И наконец современная скульптура - то, что я больше всего любила в Музеоне, безотносительно художественной ценности конкретных экземпляров.
Вот одна из действительно сильных на мой взгляд скульптур. Безумный, устремленный вверх взгляд - памятник скульптору Эрьзя.





Этот же автор создал и  мою любимую скульптуру в этом парке:



Прототипом девочки явилась собственная дочь Тугаринова Соня. Скульптуру эту знаю уже ооочень давно (фото конца прошлого века)



Вот еще работа скульптора. Суворов (кстати, Дмитрий Тугаринов - автор памятника Суворову на Сен-Готардском перевале в Швейцарии, фото см. в комментариях)



Он же - автор бюста моего любимого артиста Авилова. Бюст сделан для его могилы на Востряковском кладбище. Изначально, на могиле артиста был установлен металлический бюст. Но несмотря но то, что выполнивший его скульптор хорошо знал артиста, имел в распоряжении видео и фотоматериалы, работа не удалась - актёр был непохож на самого себя совершенно. Да это не удивительно - внешность Авилова настолько необычна, что нужно быть настоящим художником, чтобы уловить такие характерные черты лица, которое почти постоянно находилось в движении или мысленном разговоре. Многочисленные поклонники решили собрать деньги и заказать бронзовый бюст у скульптора Тугаринова. Почти год Дмитрий Никитич работал над этим необычным лицом и композицией в целом. Близкие и поклонники контролировали, помогали и давали советы, чтобы сходство с актёром было идеальным. Действительно, что-то такое... трудноуловимое... передано отлично.



А вот весьма своеобразный Дед Мазай и зайцы



Должна сказать, что парочка "впередсмотрящих" зайцев привела меня в шок. Или я слишком нервная??



Еще несколько самых разных экспонатов.
Это Дон Кихот



Тоже Д.Тугаринов. Сфинкс (в комментариях сообщили)



Беженцы



Перевоплощение


Академик Ферсман






Еще несколько "экспонатов" в вечернем освещении





А у этого глобуса длинная история.


Поставила его странная организация под названием "Мир добра" (на глобусе обозначены ее отделения). За шаром стоял ангел на высокой палке, который тоже имел какое-то отношение к этой организации, а рядом с ними - бюсты неизвестных нам людей, напоминавшие худшие образцы казенных совковых памятников. По этой причине я их не сняла, о чем теперь жалею.
Первое, что сделала новая дирекция Музеона - убрала эти бюсты как незаконно поставленные. Оказывается люди якобы платили миллионные суммы, чтобы вот так себя увековечить. Глобус тоже оказался незаконным, рано как и постамент под ангела (сам ангел был согласован, а высоченный постамент - нет). Впрочем, и глобус и ангел стояли ненамного дольше бюстов: их тоже убрали довольно быстро. А потом изменения пошли лавиной...
Не знаю, удалось ли мне объяснить свою тоску по старому Музеону. Быть может, парк ждет блестящее будущее. Посмотрим...

Указатели блога: Мои экскурсии. Музеи Культура. Памятники Скульптура. Храмы.
Парки Природа. Лучшие сюжеты. Полезное Вопросы и ответы
Из любимых постов Москва Мастера и Маргариты

парк, памятник, Октябрьская

Previous post Next post
Up