Я поражена палеонтологическим музеем, до которого наконец добралась. Выражаясь высоким штилем, после его посещения мои представления о позднесоветской архитектуре никогда не будут прежними.
Более того, в соединении с двумя другими зданиями, которые в чем-то похожи, поняла, что модернизм - это много больше, сложнее и интересней, чем "коробки" в разных вариантах. Это необычные формы, это соответствие формы и назначения здания, это синтез архитектуры и изобразительного искусства.
Началось с
театра на Таганке, а уже после музея вспомнила
детский музыкальный театр . Общее между ними - проектирование и строительство в сотрудничестве с харизматичным человеком, будущим "хозяином" здания, которое в результате несет отпечаток его харизмы. Я имею в виду Юрия Любимова и Наталию Сац. Я думаю, что такой человек был и в Палеонтологическом музее, тем более, взаимопроникновение здания и его содержательного наполнения в музее получилось больше, чем в театрах. Но к сожалению, не знаю, кто он.
Я вообще прискорбно мало знаю о создателях Палеонтологического музея - архитекторах, скульпторах, художниках, керамистах, резчиках по камню. Их фамилии дотошно перечисляет
Википедия, но они почти ничего не говорят мне. Их трудами появился удивительный проект, который мы посмотрим сегодня. Для начала - краткая информация о создании музея.
Палеонтологический музей проектировали в 60-е годы, начали строить в 70-е, открыли в 1987 году. Музей существует в связке с институтом Академии Наук, и сегодня они располагаются в одном здании. Поэтому проектированием занимался коллектив, относящийся к Академии наук во главе с Юрием Платоновым. Он известен как архитектор здания
Президиума Академии наук, нескольких институтов, а также Площади Европы и ТЦ Европейский (у Киевского вокзала).
Интересно, что мы с мужем, глядя на здание музея, дружно вспомнили, подмосковный академический пансионат, который строило то же ведомство.
1а.
2.Википедия относит стиль здания к необрутализму (это вариант модернизма), и даже если не знаешь, что это такое, сразу понимаешь: да, именно так оно и должно называться. Перед нами суровый бастион с брутальными формами, лишенный украшений и даже окон (они есть лишь в той части, где находится научный институт) и с грандиозными башнями по бокам. Как будто он охраняет нас от опасных существ, которые скрыты внутри него.
3.Вид сзади
4.
5.
6.Но если вглядеться, то замечаешь причудливый декор. Двери служебного входа
7.Внутри во всех помещениях сохраняется всё тот же брутальный кирпич - и при этом посетителя окружает богатое и разнообразное оформление, а на его фоне застыли в позе прыжка или полета скелеты гигантских животных. Все вместе сносит крышу - по крайней мере у меня.
Вид от входа во внутренний дворик, где стоят колонны с узорами, они почему-то напомнили мне что-то от инков или ацтеков.
7.Вид во внутренний дворик
8.
9.Дикие нравы мезозойской эпохи
10.
11.Панно у входа
12.На фоне панно парит древнее существо.
13.Очень наглядно: маленькие на фоне длины тела головы - и соответственно, с соображением плохо.
14.Наконец перестаем изумляться вестибюлю и входим музей. На входе нас встречает гигантское панно "Древо жизни", художник Александр Белашов, его площадь 500 кв. метров, а сверху и снизу находятся зеркала, которые превращают панно почти в бесконечное. Панно находится в одной из башен по краям здания.
15.
16.Верхняя часть и ее отражения в зеркале
17.Нижняя часть с отражениями
18.Отправляемся в залы. Честно скажу: до экспонатов в витринах я так и не добралась, смотрела лишь гигантские скелеты и оформление. Сочетание одного с другим, похоже, создает резонанс впечатлений и состояние едущей крыши
19.Фото показываю не по залам, а в основном по видам оформления. Керамика
20.
21.
22.
23.
24.Композиция из кованой меди
25.Резьба по белому камню
26.
27.Мезозойские скелеты на фоне живописи
28.
29.Всё смешалось...
30.В последнем зале большое керамическое панно посвящено возникновению человека
31.
32.В завершение скажу: мне жаль, что я намеренно не стала разбираться в палеонтологической составляющей. Мое детство прошло среди геологов и географов, и это фото из полевой жизни палеонтологов не могло оставить меня равнодушной: не один сезон я провела в экспедициях на таких ГАЗиках.
Единственный известный мне палеонтолог - очень уважаемый мной Иван Ефремов, геолог-палеонтолог, больше известный как писатель-фантаст.
Я бы хотела вернуться в музей, чтобы походить по его залам с хорошей экскурсией и больше узнать о палеонтологии. К сожалению, на сайте музея - экскурсии только для школьников.