В флешмобе #городаивеси идет вторая неделя буквы К. По этому случаю хочу дать неформатный, но дорогой для меня пост про город, который хорошо помню детской памятью.
Не знаю, поймете ли вы по нескольким фотографиям не очень большого размера, почему альбом "Русские" произвел на меня шоковое впечатление. Я наткнулась на него в библиотеке центра фотографии, и после него уже ничего не могла смотреть - все казалось слишком пресным, "не таким".
Альбом был снят в городе Конакове и Конаковском районе Калининской (ныне Тверской) области в 1979-1983 году. Его автор - не профессиональный фотограф, и был он тогда совсем еще молод. Александр Калион по образованию горный инженер, всерьез он увлекся фотографией в институте. Ему не было и 20 лет, когда он начал снимать то, из чего впоследствии возникла серия "Русские".
Из предисловия к альбому:
"Фотографии, сделанные в начале 80-х годов прошлого столетия в небольшом районном центре с его сельскими окрестностями, несут в себе глубоко личностное отношение автора к жизненным реалиям того времени....мне, фотографу-любителю, хотелось тогда найти правдивые образы живущих рядом людей. Без лишней заумности, предвзятости и суеты запечатлеть в них коренное, истинное, хоть и не всегда здравое, что воедино связывает поколения русских."
Возможно, эта серия так поразила меня еще и потому, что я жила среди этих людей в детстве (летом, но и зимой регулярно приезжала), правда несколько раньше, чем в то время, которое на фото, я видела их каждый день, даже на первомайскую демонстрацию ходила и... не видела. Если бы не надписи на некоторых фото, я бы не поверила, что снимали в 100 с небольших километрах от Москвы, в местах, мне хорошо известных. Я даже помню, как заходила в гости к подружке, и у кого-то из этой семьи (старшего брата?) висели отличные, профессиональные фотографии. Возможно, фотограф знал Александра, был его старшим товарищем?
И напоследок, из предисловия к альбому
Фотограф Александр Калион сделал то, что не сделал, кажется, ни один человек - запечатлел на пленке жизнь российской провинции глухих предперестроечных лет. Было тогда ему, парню из приволжского городка Конаково, двадцать с небольшим. Спустя годы он разыскал чудом сохранившиеся негативы и издал альбом, объединив фотографии, сделанные в первой половине восьмидесятых, и назвав его "Русские. Провинция начала 80-х".
По содержанию это - спокойный рассказ о буднях, без умиления, но и без надрыва: человеку дана жизнь, и ее нужно прожить. По форме - классическая черно-белая фотография со всеми ее обязательными атрибутами - светом, композицией, ритмом, и тем, что отец репортажа двадцатого столетия Анри Картье-Брессон называл "решающим мгновением", той долей секунды, когда элементы изображения складываются воедино, и обнажается суть происходящего.