Две Москвы. Размышляя над картиной Пименова

Jan 19, 2017 14:57



Какая красивая картина! Светлая, легкая, почти воздушная. Красавицу с короткой стрижкой (лица не видно, но наверняка красавица!) легко представить изображенной кистью импрессиониста на улицах Парижа. А она едет по Москве, и Москва прекрасна и наверняка будет еще краше. Кажется, что женщина ведет машину прямо в светлое будущее, которое совсем близко.
Вот об этом светлом будущем (которое для нас уже стало прошлым) я и хочу поговорить. Но для начала - о Москве на картине.

На переднем плане - вестибюль станций метро "Охотный ряд" (который с тех пор успел побывать "Проспектом Маркса"). За ней, после Дома Союзов, голубеет бывшее здание Дома Совета Труда и Обороны, ныне Госдума. Здание слева - старое здание гостиницы "Континенталь", а за ним смутно видны контуры гостиницы "Москва" (которую с тех пор успели разрушить и заново соорудить). Почти все это совсем новое - только-только построено.

В 1935 году, был принят Генеральный план реконструкции Москвы.
На смену малоэтажной Москве старых особнячков и изящных доходных домов, лавок и лавочек, Москве шумной, хаотичной, с узкими улочками, извилистыми переулками и тенистыми бульварами, должна была придти Москва - столица победившего социализма, Москва огромных полупустых пространств, высоких зданий, широких прямых проспектов, больших парков и гранитных набережных (Везде должны доминировать «здания-монументы», которые «полным голосом будут говорить об архитектурном богатстве, о бьющей через край полнокровной жизни социалистической столицы»)..
Чтобы воплотить в жизнь план, были снесены постройки старого Охотного ряда. На освободившемся месте и появились те здания, которые мы видим на картине. Также были снесены постройки, заслонявшие выход с улицы Горького на Манежную площадь. Убрана застройка конца XIX - начала XX в. у собора Василия Блаженного со стороны Москвы-реки (Зарядье), начат снос стен Китай-города, построены широкие мосты через Москву-реку, расширена и застроена улица Горького (Тверская). Таким образом, "Москва получила центр, отвечающий реальным жизненным потребностям и одновременно представительный, соответствующий государственному значению столицы".

Будущее, каким оно виделось из машины с картины Пименова, сбылось только частично. Я приглашаю вас посмотреть, каким оно могло бы быть. Для этого мы используем кадры из снятого несколько лет назад фильма "Шпион" (2012), где показана "Москва, которой не было", Москва грандиозных планов 30-х годов.

Это вид в сторону Красной площади  со стороны Москва-реки и Большого Москворецкого моста. Василий Блаженный кажется крошечным  на фоне здания Наркомтяжпрома. Позднее на этом же месте начали строить восьмую Сталинскую высотку, нижняя часть которой  стала гостиницей "Россия" (которая уже порушена).


В кадре снят  вот этот проект


А вот Дворец Советов.


Кабинет Сталина во дворце


И наконец самый  эффектный  кадр - вид от Дворца Советов.


Центральная аллея примерно соответствует нынешней Остоженке, правый "луч" - Пречистенке и Большой Пироговской улица, левый частично повторяет сейчас Комсомольский проспект. Здание Университета по-видимому, реальное.
Под рукой вождя то, что появилось на месте моих любимых уголков Москвы.
Всего того, что я сейчас покажу, в реальности Генерального плана Москвы уже нет.
Нет особнячков и сквериков, нет доходных домов модерна, нет улочек и переулочков.








Все-таки хорошо, что не сбылось светлое будущее, к которому ехала красавица с картины Пименова.

Октябрьская, я блогер, культурное

Previous post Next post
Up