Смоленск. Наш маршрут и информация.

Jun 22, 2015 15:20

Мы были в Смоленске в 2011 году, какая-то конкретика с тех пор могла немного поменяться, но думаю, что основная информация актуальна. Данные по транспорту перепроверены на 2015 год.
Время поездки. Очень рекомендую посетить Смоленск в то время, когда на деревьях есть листва. Боюсь, что без зелени город потеряет существенную часть своего очарования. Думаю, минимальное время для осмотра - 5-6 часов. Если у вас больше одного дня, то можно ехать в окрестности. Из ближних окрестностей несомненный интерес представляет Талашкино, не первый год туда собираюсь, но пока не собралась.
Проезд. Если вы едете в Смоленск из Москвы, то будуте скорее всего выбирать из трех вариантов или их комбинировать.
А.Ночной поезд. Большое количество проходящих поездов Белорусского направления, в пути 5-5,5 часов. Мы выбрали поезд до Смоленска, который идет несколько дольше - 6,5 часов, уходит в полночь, приходит в 6.30. Можно более-менее выспаться. Есть электронная регистрация, поэтому кассы посещать не надо.
Б."Ласточка". Выходит в 7.10, в Смоленске около полудня. Обратная Ласточка идет в 17.15
В. Автобус. Интерес представляют автобусы, которые отправляются от вокзала Смоленска и от Белорусского вокзала в Москве - практически каждый час. Это может быть и обычный автобус, и микроавтобус. Касса в Смоленске находится на вокзальной площади, около надземного перехода через железнодорожные пути, оттуда же отправляются автобусы. В 6.30 она уже работала и мы без проблем купили билеты на нужное время. Все подробности здесь www.smolensk-moskva.ru/ , но расписание на сайте не вполне точное. Наш микроавтобус преодолел 400 км примерно за 5 часов с учетом пробок и одной стоянки.
На вокзале в газетном киоске (работает рано утром) можно купить карту города.
Таким образом, у нас было в городе около 10 часов. Маловато, но приемлемо, чтобы посмотреть основное, а с учетом усталости вряд ли без ночевки можно охватить больше.
Маршрут и основные достопримечательности. Наш маршрут можно взять за основу, по крайней мере его первую часть.

Подробное описание достопримечательностей - см. в других постах про Смоленск. Здесь только перечисление.

От вокзальной площади переходим пути по надземному мосту и оказываемся рядом с первой достопримечательностью - храм Петра и Павла 12 века. Вплотную к нему стоит храм Св.Варвары 18 века.

Вдоль трамвайных путей выходим на мост (минут 10-15). Красив и сам мост, и зелень вокруг него (если есть желание, можно спуститься к реке), и вид на город, Успенский собор и крепостные стены.

У самого моста стоит храм Иоанна Богослова 12 века.

Осмотрев храм, идем до следующего моста (минут 15-20) и крепостной стены, там входим в центральную часть города.

Карабкаемся на Соборную гору и осматриваем Успенский собор.

За собором неплохая смотровая площадка. Не пропустите.

Спускаемся обратно с Соборной горы и идем вверх по Советской улице до ее пересечения с улицей Ленина, по улице Ленина сворачиваем налево.

Проходим Авраамиевский монастырь, огибая его слева и выходим к крепостной стене.

Нам нужна ближайшая от монастыря башня Орел, где есть проход на стену.
Внимание! Для прогулки по стене нужна хорошая обувь, желательна одежда, которую не жаль запачкать, влажные салфетки, чтобы вытирать руки, и фонарик. Нужно понимать, что придется много лазить по всяким закоулкам. Прогулка реальная для лиц с любой физической подготовкой, но брезгливым лучше от нее воздержаться :(

По стене можно пройти два-три "перегона"  (от одной башни до другой) в сторону реки и не меньше двух перегонов в обратную сторону. Судя по карте, дальше путь тоже есть, но мы не стали его искать. Спуск и возвращение - через башню Орел.

Возвращаемся тем же путем, улица Ленина после ее пересечения с Советской становится пешеходной. Дом 14 и вокруг него: здание кирхи, здание кузницы (во дворе) - самый старый  дом в городе,  хорошее место для перекуса - Пироговая и кофейня "Донна Клара" (общий вход)

По улице Ленина выходим в площади Ленина и парку Блонье.

До этого момента наш маршрут, как я считаю, был практически оптимальным, а вот дальше возможны варианты. Мы осмотрели музей воинской славы, где есть выход на стены (малоинтересно после "дикой" части тех же стен), Лопатинский сад (рядом с садом Блонье), где покатались на колесе обозрения (со стен и Соборной горы вид лучше), а потом топали пешком до храма Михаила Архангела (спускались в реке и шли по Большой Краснофлотской улице). Мы не посмотрели кучу памятников, старую застройку, музеи - многое из этого находится в шаговой доступности от площади Ленина и парка Блонье. Недалеко от тех мест (идти по улице Тенишевой до улицы Урицкого) находится католический костел, который тоже можно посмотреть. Думаю, многое из этого достойно осмотра.

Храм Михаила Архангела - самый большой из храмов 12 века. Возможно до него  можно добраться транспортом, но мы шли пешком по Большой Краснофлотской до дома 72, где начинается подъем к храму:   от моста минут 20,  дорога малоприятная - вдоль шоссе.

На обратном пути от храма свернули к реке, где просто гуляли и отдыхали среди зелени.

Хорошей поездки! Смоленск посетить стоит - это удивительный город, несправедливо мало освоенный туристами.

Указатели блога: Экскурсии Интересное. Достопримечательности Места Музеи Культура. Храмы. Реки Водоемы Персоналии Поесть.Из любимых постов Владимир-Суздаль. Информация