Как бы ни ценили мы дворянские особнячки, как бы ни вопили об уничтожении исторического облика улицы, на сегодня облик Остоженки определяет застройка начала 20 века. Это было время архитектурного разнообразия, получившего название "модерн". Рядом со строящимся храмом Христа Спасителя вырастали доходные (а попросту - многоквартирные) дома, а в переулках строились особняки для богатых москвичей.
Я так и не знаю, что такое модерн, но знаю, что это мне нравится - разнообразием, правом на эксперимент, яркими красками, смелыми формами и полными света окнами. Мы увидим далеко не все, что связано с модерном на Остоженке, а только самое известное. Пройдемся по Остоженке от Храма, заглядывая по дороге в переулки.
Начнем мы с самого наверное красивого дома, выходящего на пересекающий Остоженку Соймоновский проезд, а другим фасадом - на набережную Москвы-реки.
Это так называемый дом Перцова, об истории создания которого можно рассказать словами его домовладельца, инженера-железнодорожника П.Н.Перцова. Он приобрел участок и решил, что дом, стоящий в этом необычном месте, тоже должен быть необычным. Перцов объявил конкурс "на составление проекта «доходного дома в русском стиле» и обратился к художникам А.М. Васнецову и С.В. Малютину, архитектору А.И. Дидерихсу и архитектору-художнику Л.М. Браиловскому с предложением участвовать в конкурсе. Условием составления проекта я поставил, чтобы он отвечал «духу и преданиям Москвы и требованиям современности»...
Я лично руководил всеми работами и входил во все детали постройки, целыми днями носясь по всем этажам и не оставляя без личного надзора ни одного места работ. Все работы велись одновременно, и через четыре с небольшим месяца от начала работ постройка была закончена, в конце сентября были сняты леса, и на зиму остались штукатурные работы, настилка паркетов и малярные работы, которые и продлились до марта месяца. Таким образом, в одиннадцатимесячный срок были закончены решительно все работы, и с апреля месяца квартиры были объявлены к сдаче. В мае (1907 г.) въехали в дом первые жильцы.
Сам Перцов жил здесь же, в четырехэтажной квартире, с отдельным подъездом и выходом на набережную. В верхних этажах располагались мастерские художников, а в подвале одно время размещалось созданное артистами МХТ кабаре Летучая мышь, где по данным Википедии, Станиславский показывал фокусы, а Немирович-Данченко дирижировал оркестром. В 1923 году Перцов был выселен, а в его квартире одно время жил Троцкий.
Выходим на Остоженку. С домом 3 связана такая легенда. Купец Филатов выстроил доходный дом (1909) на средства, образовавшиеся после того, как почтенный торговец бросил пить. Дал зарок - и опрокинул напоследок, чисто символически, чарку.
Это ничем особенно не прославившиеся дома. Но какие красавцы...
(д.20)
Этот дом (19) знаменит тем, что построен одним из главных архитекторов московского модерна Львом Кекушевым.
Рядом с ним (21) - особняк, тоже спроектированный Кекушевым, который заслуживает подробного рассказа.
Дом 21 Лев Кекушев строил им для себя. Неслучайно в первые годы после постройки (1901) на доме восседал лев, что делало его еще более необычным.
Семейная жизнь Льва Кекушева в этом доме не сложилась, дом отошел его жене и вскоре был продан. А еще этот дом - самый изящный, самый необычный и лучше всего подходящий под описание "кандидат" на роль дома Маргариты в бессмертном романе Булгакова. В большом полукруглом окне второго этажа этого маленького замка так легко представить Маргариту. Именно отсюда вылетала она в фильме Юрия Кары, и дом 19 тоже был в кадре. Одна беда - шумная Остоженка ну никак не тянет на "один из Арбатских переулков". Сада не только нет, но и негде ему быть.
Вновь углубимся в переулки. Этот дом (№7) в Померанцевом переулке обшарпан и неказист, и я бы никогда не обратила на него внимание, если бы он не был упомянут в путеводителе. И... смотрите
А рядом (д.6) - восхитительный особняк.
Завершает эту часть нашей прогуkки по Остоженке особняк Дерожинской по адресу Кропоткинский переулок, д.13, спроектированный знаменитым Шехтелем