Архитектура первых послереволюционных лет должна была отвечать вызовам нового времени, девизом которого можно считать "разрушим до основанья, а затем...". Принципиально новые архитектурные решения привели к созданию нового архитектурного стиля - конструктивизма. Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Наиболее ярко эти тенденции отражались в зданиях рабочих клубов, предназначавшихся для как политических и культурных мероприятий пролетариата.
Давайте посмотрим сравнительно неплохо сохранившиеся четыре клуба. Это мой первый опыт изучения конструктивизма, поэтому прошу не судить строго за возможные ошибки и несколько избыточное цитирование Википедии.
Начинаем мы с Дома культуры имени Русакова (1929, Константин Мельников). Здание по форме напоминает огромную шестерёнку (пролетарские мотивы!). Выступы - это балконы зрительного зала, вынесенные наружу. В клубе было шесть залов, которые можно было объединить в один с помощью "живых стен".
Почти 20 лет назад клуб был передан в аренду театру Виктюка, который начал бесконечный ремонт. Однако в 2014 году были получены деньги из московского бюджета и дело сдвинулось. Не знаю, что там внутри, в внешний облик был восстановлен "под двадцатые годы". Сейчас клуб чистенький и красивый, а ремонт обещают закончить в этом году
Вот еще одно фото - вид сзади.
Еще одно детище Мельникова - клуб завода "Каучук" (1927). Прежде всего бросается в глаза сочетание круглого фасада с прямоугольниками сзади. В нем я бывала, причем неоднократно (в перестройку здесмь было немало интересных мероприятий) и свидетельствую: клуб большой, удобный, с массой закоулков и помещений для разных целей.
В 90-е годы клуб захирел, в нем располагалась уйма контор, весь фасад был увешан рекламой. Сейчас здесь числится некий Арт-центр на Плющихе: сбоку расположено принадлежащее ему заведение "Караоке на Плющихе". Используется ли основное здание, я не поняла.
Вид сзади
Дворец культуры ЗИЛ строился уже на излете конструктивизма в 1930-1937гг (архитекторы братья Веснины). Идеи конструктивизма в 30-е годы стновились опальными, и не весь проект был реализован. Не могу не сказать, что дворец культуры был построен на месте разоренного кладбища - некрополя Симонова монастыря (возможно неплоная реализация проекта спаксла остальную часть монастыря?).
Авторы проекта опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша.
Здание сильно пострадало в войну, потом несколько раз реставрировалась. Последняя реставрация, прошла после 2008 года, когда ДК перестал быть собственностью ЗИЛа и был передан городским властям, чтобы стать "флагманским проектом Департамента культуры города Москвы по модернизации клубных учреждений." Культурный центр ЗИЛ открылся в 2012 году и занял достойное место в бурной культурной жизни города.
Здание главным фасадом выходит в парк, поэтому получить целостное представление о его формах непросто: зелень мешает.
Наконец, дом культуры имени Зуева (архитектор Илья Голосов, 1927-29).
Учитывая предназначение здания именно как клуба рабочих, Илья Голосов придал ему сходство с промышленной архитектурой. Центральный стеклянный цилиндр (так необычно выглядит лестница) вызывает ассоциацию с корпусом элеватора, горизонтальный «пояс» третьего этажа напоминает заводской переход-галерею. Большие застеклённые поверхности на фоне серой (когда-то) бетонной штукатурки усиливают впечатление промышленного сооружения.
В результате перестроек начальный облик здания изменился, но он и сейчас сразу же привлекает своей необычностью.