От Москвы-реки к Сходне и судьба Бурана.

Jun 16, 2014 17:26



Наша недавняя прогулка по каналу имени Москвы и водохранилищу проходила примерно в тех же местах, где мы были осенью 2010 года. Но тогда "сюжет" прогулки был другим - не водным, а скорее космическим. Мы хотели посмотреть останки одной из славных страниц нашей космической истории, и это нам удалось.
Но это было в конце прогулки, а по пути мы посмотрим Москву-реку в месте ее впадения в черту города-тезки, Сходню и Деривационный канал, по которому доберемся до "Бурана".


Мы начали с выставочного комплекса Крокус-Экспо, из огромных окон которого открываются прекрасные виды на реку и город. Обратите внимание: справа - жилой комплекс "Алые паруса, слева от него - начало канала имени Москвы.




Несколько видов с моста МКАД (там же сделан верхний снимок).






На автобусе мы добираемся до реки сходни, которая пересекает Волоколамское шоссе недалеко от ее впадения в Москву-реку; дальше двигаемся вверх по течению Сходни



Несмотря на осеннее время, здесь проходят соревнования по водному слалому.






Рядом с финишем



Дальше река течет по довольно крутому каньону, путь вдоль нее затруднен, и мы пропускаем интересное место - плотину и ГЭС в месте, где в Сходн "впадает" Деривационный канал, предназначенный для сброса воды из водохранилищ  через Сходню в Москву-реку



Осенью канал очень красив; его длина - более 2 км.



Вдоль канала мы добираемся до нашей главной цели. Но здесь нужно остановиться и дать хотя бы небольшую историческую справку.
К северу от деривационного канала находится территория Тушинского машиностроительного завода. За этим скромным названием скрывается одно из крупнейших предприятий авиакосмической промышленности  СССР и России. В частности, именно здесь делали отечественный корабль многоразового пользования Буран.

После изготовления Бураны везли  по Лодочной улице до находящегося  водохранилища (для этого пришлось расширить Лодочную улицу, снять трамвайные и троллейбусные провода), а оттуда вниз по Москве-реке сплавляли в Жуковский. Из Жуковского на самолете "Атлант" Буран попадал на Байконур.
Свой первый и единственный полет Буран совершил в беспилотном варианте  в ноябре 1988 года. В 1990 году работы по программе были приостановлены, в 1993 - окончательно свернуты. Летавший в космос Буран отошел Казахстану, а в 2002 году был полностью уничтожен, когда на него рухнула крыша ангара, в котором он стоял. Второй полностью сделанный корабль сейчас стоит в экспозиции Музея космодрома Байконур. Еще два корабля в свое время начали собирать, но потом разобрали, так как сделать успели мало.
И еще один Буран был собран примерно наполовину. Он должен был полететь в 1994 году и стать первым пилотируемым кораблем в программе. В 2004 году он оказался на складе   примерно в том же месте, где погружали на баржу готовые Бураны - там, где Лодочная улица выходит к Химкинскому водохранилищу. Стоял он в весьма плачевном виде  за забором, который бдительно охраняли; может быть, и можно было проникнуть через дырки или заплатив охране, но у нас такие вещи плохо получаются. Поэтому мы пытались разглядеть Буран через забор, залезая на рядом стоящие сараи.


А потом в ворота, за которыми стоял Буран, въехала машина, и нам открылась вот такая картина. Вот что осталось от нашей былой космической славы...



Но история этого Бурана имеет почти счастливый конец. Меньше, чем через год после того, как мы видели его на Лодочной, его отвезли в Жуковский по тому же пути, что и его "собратьев", чтобы отреставрировать и показывать на авиасалоне. В сети были совершенно феерические снимки Бурана, проплывающего мимо Кремля.


(фото не мое, найдено в сети)
К авиасалону 2011 года Буран успели отреставрировать с одной стороны; после этого, судя по всему, он стоит где-то в ангарах Жуковского. Надеюсь, там все же лучше, чем на Лодочной.

водное, прогулка, сюжет, авиакосмическое

Previous post Next post
Up