Вокруг Патриарших, или от модерна к модернизации

Apr 01, 2013 12:50

Люблю Москву во всем ее маразме уходящей эпохи Лужквы. Сегодня в качестве первоапрельской шутки покажу вам ее в районе, над которым незримо витает дух Воланда. Здесь старое и новое перемешано в самых невообразимых сочетаниях, которые очевидны на этой фотографии.


На переднем плане - особняк работы  Шехтеля  на Большой Садовой (д.4). Если честно, он "не показался", и других ракурсов этого общепризнанного шедевра не будет. Из-за него вылезает многократно охаянный жилой комплекс Патриарх - памятник архитектуры начала 21 века, с гордо  возвышающейся копией башни Татлина. Один из критиков от архитектуры характеризовал это зрелище так: "пять круглых кондитерских ярусов, увенчанных железной конструкцией".
Но  над местностью доминирует отнюдь не Патриарх, а  наглая реклама: СПА для одежды - это конечно круче и Шехтеля, и Татлина, и Патриарха.
Вот такая она - сегодняшняя Москва: принимайте какой есть.

Это Патриарх крупным планом. Должна отметить одну его особенность, не названную критиками: из переулков его практически невозможно разглядеть, только с Садового кольца. Со стороны Патриарших, если очень сильно задрать голову, видно вот это:



А чтобы сделать следующий снимок, пришлось долго и упорно лазить по дворам



Это творчество того же авторского коллектива, Дом-яйцо работы которых я на днях показывала. Не могу не процитировать кое-что из найденного на тему Патриарха.
История появления "Патриарха" в изложении его архитектора Дубровского такова. После дефолта трудно стало с заказами, поэтому все возможные проекты зданий в центре требовали делать "проходными" - то есть с башенками, украшениями и прочими историческими пышностями. Начальство хотело делать так и только так - хоть плачь, хоть смейся. Именно в это печальное время, то ли от отчаяния, то ли от злости, дом в общих чертах и нарисовался. Решено было смотреть на проблему весело и сделать вещь до смешного рукотворную, с вавилонской башней на голове, с колоннадами и куполами. Такой принципиальный дурдом. Предел абсурда. Потому что скучно ставить здание уже совсем никакое.
Архитектор Сергей Ткаченко: "Нам хотелось ввести элемент, может быть, шутки. Это принцип работы нашей мастерской - мы следуем контексту, следуем принятой концепции московского историзма, по относимся к этому иронично. Ирония создает дистанцию...Для нашей мастерской ирония архитектурного образа - одна из центральных категорий, мы это очень тщательно продумываем. Ирония - это парадоксальное прочтение традиционной логики, ее нарушение..."
А это уже критики:"...выглядит шедевром кондитерского искусства. Гордым и величественным бисквитным тортом с орехами, который несли, но не донесли и немного помяли. Сверху его припекло летнее солнце, и он отчасти потерял форму и белым кремом пилястр стекает понемногу на мостовую.>"
" Бесформенная жилая амеба в классицизирующей шапке-ротонде и шпилем в лапе. Здание с «раздвоенным» характером - классический случай архитектурной шизофрении. Случай, достойный скорее архитектурного медика или даже патологоанатома, нежели архкритика."
"Архитекторами Олегом Дубровским и Сергеем Ткаченко был выбран пышный так называемый российский имперский стиль, в свое время призванный увязать европейскую архитектуру знаменитых Растрелли и Росси с византийской роскошью, присущей царским и боярским палатам. Главный вестибюль оформлял знаменитый дизайнер Жак Гарсия, создатель интерьеров для парижской резиденции султана Брунея. Мозаичные мраморные полы, колонны, потолки с изысканной лепниной, изумительные люстры, ковры - все это навевает несколько ностальгическую грусть по давно ушедшим временам богатства России. Но и не может не вселить сладостной надежды по поводу ее будущего, раз видишь такую красоту перед глазами!"

От Патриарха продолжаем прогулку по шедеврам московского модерна.
Вот этот дом  - личный особняк Шехтеля (Ермолаевский, 28), и мне он чем-то напоминает "дом Маргариты" на Остоженке, тоже построенный "для себя" его коллегой и современником Кекушевым. Но если честно, Кекушевский понравился больше.


А точно напротив... Не нашла я сведений о том, что это за дом, и что за шутник (по-видимому, эпохи развитого социализма) спародировал треугольник  Шехтелевской крыши
Update. В комментариях в сообществе подсказали: это столовая военного университета (!) построена в 1989 году


Дальше в Трехпрудном переулке (дом 9) - еще одно здание Шехтеля - типография. Вот оно показалось очень симпатичным.





А напротив - большой дом с такими симпатичным блакончиком. Не угадала бы дату постройки, если бы она не была написана на доме. Это 1948 год.



И последняя загадка. Мы так и не поняли, чем занимается заведение, которое тут расположено. Судя по окнам со двора, в которые мы заглянули,  похоже на ателье. Но... зачем ателье такие вывески??



Закончу тем, что сказано в статье о Патриархе, но  относится пожалуй ко всей нашей прогулке. И не только к ней.  "Посети Воланд Москву в эти дни, он бы не упустил возможности полюбоваться нашим удивительно похорошевшим городом с прелестной башенки, венчающей новое решение "жилищного вопроса", который нас, по его мнению, когда-то испортил..."

прогулка, Маяковская, интересный дом

Previous post Next post
Up