Боровск. 3. Три истории

Jan 20, 2014 19:11

Я не могу вразумительно объяснить, почему мне захотелось объединить эти  три истории таких разных Боровских семей  в один пост, может быть, вы сами разберетесь...
История первая. Полежаевы.


Боровске - город старообрядческий, а среди старообрядцев было немало талантливых коммерсантов.  Знаменитая династия Рябушинских тоже из Боровска. На же рассказ о  династии Полежаевых, которая  всю жизнь была связана с Боровском.

Полежаевы родом из Боровска, но основатель династии, Петр Михайлович Полежаев  (1836-1901 г.г.) родился в купеческой семье в Москве. Рано осиротев, был взят на воспитание дядей, купцом Беляевым, в Боровск . Беляев имел лавку и кирпичный дом на Успенской улице (ныне ул. Ленина, 18), которые и завещал своему приемному сыну.
У Петра Михайловича было 9 детей - 4 сына и 5 дочерей. Вот как вспоминает о жизни в семье внучка Петра Михайловича Мария Ивановна Полежаева:

"Теперь кажется какой-то странной и невероятной наша жизнь в Боровске . Семья была религиозная, Староверы. Строго соблюдали устав. Утром, после сна всегда молились Богу. Читали молитвы, клали "семь поклонов". Утренний чай, обед, ужин кушали в столовой на первом этаже. Помолившись Богу перед едой, вместе садились за стол. Первой свое место занимала бабушка, ей первой подавалась тарелка супа. Из-за стола, покушавши, тоже выходили все вместе. После еды также читали молитвы. Вечерний чай часто делали в зале на втором этаже."


Питалась семья скромно: мясо употребляли не более двух раз в неделю, а остальной рацион включал рыбу, овощи, молочные продукты, ели много хлеба. Вино появлялось на столе только по праздникам. Безделье и праздность не поощрялись. В передней над дверью висел небольшой плакат: "Хотя что-нибудь да делай".
В доме были водопровод и тёплый туалет с выводом сточных вод в отстойник во дворе. Впервые в городе  был установлен телефон. Дом освещался электричеством от аккумуляторов, что было в диковинку обитателям города.
Торговля мануфактурой не давала Петру Михайловичу достаточного дохода для содержания большой семьи. Это побудило его вместе с подросшими сыновьями заняться кустарным ткачеством платков на дому...
В 1887 г. он создал бумажно-ткацкую фабрику, которая выпускала платки. Сначала на фабрике работали 45 мужчин и 25 женщин. Но она быстро росла, и когда число занятых рабочих выросло до 140, была  образована компания "П. М. Полежаев и Kо".
После смерти Петра Михайловича в 1901 г., предприятие получило название "Ткацкая красильно-аппретурная фабрика торгового дома П.М. Полежаева сыновья" с равной долей собственности для каждого из четырех братьев.
Два сына П.М. Полежаева - Иван и Николай остались при фабрике в Боровске. Иван Петрович руководил производством и работал как технолог, механик и строитель. Николай Петрович работал красильным мастером и ведал хозяйственной частью.



Георгий и Пафнутий обосновались в Москве и занимались оптовой реализацией фабричной продукции через торговый дом " П.М. Полежаева сыновья", который располагался в Ветошном переулке.
Основными изделиями фабрики были вигоневые жаккардовые платки на крученой хлопчатобумажной основе, клетчатые шерстяные платки, а также платки из козьего пуха, шарфы и одеяла. Во время первой мировой войны фабрика производила шинельное сукно, одеяла, шарфы и портянки для фронта.

Братья Полежаевы были основой не только городского производства, но и городской жизни. Иван Петрович неоднократно избирался городским головой, не раз был гласным городской думы Боровска и являлся попечителем четырех сельских школ. Он был также членом правления и почётным членом Боровского вольно-пожарного общества, одним из инициаторов создания которого и постоянным начальником-брандмайором был его брат Николай Петрович.
Вольно-пожарная дружина была крайне необходима в застроенном деревянными домами Боровске , где часто происходили пожары, во время которых выгорали целые улицы. Пожары быстро распространялись из-за недостатка воды. Поэтому за первую бочку воды, доставленную на пожар, городские власти выдавали награду в 3 рубля.
В целях борьбы с огнем и было организовано добровольное пожарное общество. Оно возглавлялось выборным правлением и имело пожарную дружину из 50 человек с пожарным обозом, постоянным платным обслуживающим персоналом и дежурным на каланче.
Полежаевы вместе с другими членами правления: финансировали деятельность общества. Они снабжали пожарников снаряжением, спецодеждой и парадной формой, содержали обоз и несли прочие расходы....

После переворота в 1917 г. фабрика была национализирована и стала называться "Красный Октябрь". Появилось новое правление. Однако Ивана Петровича и Николая Петровича по просьбе рабочих оставили на фабрике как специалистов. Иван Петрович трудился в качестве технического руководителя, а затем и директора. Это способствовало сохранению предприятия в надлежащем порядке. Несмотря на голод и разруху, нехватку сырья и топлива, оно не останавливалось ни на один день.
В 1924 г. Иван Петрович скончался. У руководства остались Николай Петрович и Пафнутий Петрович. После усиления репрессий против собственников Николай Петрович Полежаев был сослан в 1929 г. в г. Ленинакан в Армении, где строился хлопчато-бумажный комбинат, а Пафнутий Петрович покинул Боровск и уехал в Москву.
К началу 30-х годов все Полежаевы , опасаясь дальнейших арестов и репрессий, вынуждены были покинуть Боровск . Они вселялись в квартиры к своим родным и знакомым, поскольку в Москве шла компания "уплотнения".
Судьба внуков Петра Михайловича, которых было 41 человек, сложилась неодинаково. В 1917 г. они были молодыми людьми или подростками. Некоторые из них погибли в годы послереволюционной разрухи, в тюрьмах и в ГУЛАГе. Большинство выжило. Высшее образование удалось получить немногим по причине буржуазного происхождения. Но что удивительно: не было озлобления, отчаяния, скорее недоумение и смирение перед столь трагически изменившимися обстоятельствами жизни. Среди них было много талантливых людей, обладавшими способностями к литературному труду, естественным наукам и актерскому и режиссерскому мастерству.
Производство на Полежаевской фабрике продолжается и теперь. Она преобразована в АО "Руно" и выпускает шерстяные пледы, одеяла, платки, шарфы, ткань-утеплитель для обуви и пряжу.
Вот так она выглядела несколько лет назад (из-за ограды).



Собственно, обычная история для России. Необычна она лишь тем, что Полежаевы вернулись в свой дом хотя бы символически, благодаря художнику Овчинникову. Копии старинных фотографий нарисованы на доме, где жили Полежаевы и на здании фабрики. Рядом с семейной фотографией - стихи:

Когда совершается доброе что-то,
Не верьте людскому забвенью, могиле.
Старинным, от времени выцветшим фото
Мы вновь проступили на доме, где жили.

Дом Полежаевых  сейчас жилой, а в подвале, стараниями одного из потомков Полежаевых создан музей истории предпринимательства. К сожалению, он работает только по предварительной договоренности с Евгенией Алексеевной Полежаевой, которая живет в Москве; ее телефоны пришпилены к дверям.

История вторая. На мосту.


Этот мужик неопределенного возраста заговорил с нами, когда мы любовались видом, открывавшимся с пешеходного мостика через Протву. Он спросил, не знаем ли мы, где часовня в память боярыни Морозовой, а дальше пошел путаный монолог, который я передам, как помню.

Я в школе учился, мать говорила, что вот здесь на этом берегу она и погибла. Тогда не верилось.
(Часовня действительно стоит неподалеку на месте предполагаемой гибели боярыни Морозовой, но с берега не видна).
А мы сюда, на берег, ходили белье полоскать. Водопровода не было. А в этой церкви мать меня крестила. Отец утонул в Протве, мне еще года не было.



А река была шире. И острова не было. Совсем не было (то ли сам удивляется, то ли боится, что мы не поверим).



Я здесь не был 27 лет. Приехал тогда, забрал мать в Москву, больше не приезжал. Она не хотела переезжать, но я увез. Дом? Нет, не продал, у нас не свой дом был, ЖАКТовский. Я сначала в Солнцеве жил, потом на проспекте Вернадского, сейчас на Тверской живу. А отец здесь похоронен, сестра. А мать я похоронил на кладбище рядом с Химками, знаете? Хорошее кладбище. Две недели как похоронил...
А в этом доме знаете, кто жил? А может не в этом, в соседнем, не помню.



Здесь человек жил, у него родственники нашлись во Франции. И прислали ему много-много денег, лет 50 прошло. И представляете, ему ничего не было, разрешили деньги эти получить и жить (с изумлением). Он даже в Москву на такси за сыром в магазин ездил. Заказывал и ехал.

История третья, совсем короткая.
Мы попрощались с нашим неожиданным собеседником и ушли от реки. На горке стоял домик, который я приметила еще три года назад: своим видом он резко выделялся на улице, застроенной деревянными домиками.



В следующую поездку мы опять не смогли пройти мимо и подошли ближе, чтобы разглядеть, что написано на доме, ломая голову, это частный дом или какая-то контора (оказалось, там ничего не написано, это почтовый ящик висел). На терраске сидела пожилая пара, и дама радостно с нами заговорила:

- Вы герб хотите посмотреть. Посмотрите, здесь буквы от наших фамилий. (Мы герба раньше не заметили, но после приглашения посмотрели)



Старинный герб? Нет, что вы, это дочка с зятем заказали, им разработали. И дом этот дочка с зятем построили, а мы здесь живем.



Здорово тополя разрослись за три года...

Указатели блога: Мои экскурсии. Музеи Культура. Памятники Скульптура. Храмы.
Парки Природа.
Вокруг Москвы Лучшие сюжеты. Поесть. Полезное Вопросы и ответы
Из любимых постов Дом Рябушинских (музей Горького)

Калужская область, сюжет

Previous post Next post
Up