К России приближается всеобщая перепись ДНК

Mar 28, 2016 02:00



Правоохранительные органы призывают создать единую базу данных, в которой будут содержаться образцы ДНК всех жителей России. Весь мир движется в этом направлении,
и наша страна ничуть не хуже, полагает начальник экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) ГУ МВД России по Москве Игорь Данилкин.

Показывая журналистам лабораторию экспертов-криминалистов на Петровке, Данилкин выразил уверенность, что тотальная ДНК-паспортизация - лишь дело времени.

"Мировая тенденция такова, что в настоящее время в развитых западных странах стоит вопрос о проведении стопроцентной ДНК-паспортизации населения. Я думаю, мы со временем тоже к этому придем", - сказал представитель МВД.

Подобное устремление он объяснил заботой о самих россиянах. Расширение базы ДНК-образцов позволит людям находить своих родственников, поможет опознать тела погибших, личность которых не установлена, ну и наконец, поспособствует розыску пропавших без вести и раскрываемости преступлений.

Успех работы специалистов, работающих со следами ДНК, зависит от размера базы биоматериалов. В России она пока относительно невелика. Для сравнения, в Москве за год таким способом было раскрыто более 300 преступлений, а в Великобритании еженедельно раскрывают порядка 850-ти - всё из-за большего числа образцов ДНК.

Сегодня в нашей стране действует закон "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации", принятый еще в 2008 году. Согласно ему, регистрация может быть добровольной и обязательной. Обязательному учету в органах МВД подвергаются лица, осужденные и отбывающие наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Обязательная геномная регистрация проводится также в отношении неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе следственных действий и в отношении неопознанных трупов.

Добровольная ДНК-паспортизация проводится по письменному заявлению граждан РФ, иностранцев и лица без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории страны, на платной основе. В случае если обязательную геномную регистрацию распространят на всех, платить за процедуру придется государству. В этом и заключается проблема: исследование является довольно дорогим удовольствием. Оно обходится минимум в 4,5 тыс. рублей. Еще дороже стоит оснащение специализированных лабораторий, ведь центры, которые сейчас имеются в распоряжении МВД, с таким потоком генетической информации не справятся.

Идея, озвученная экспертами-криминалистами, не нова. Ранее с такой же инициативой выступил ряд депутатов Госдумы. Парламентарии предлагали брать отпечатки пальцев и анализ ДНК при получении паспорта, водительских прав, лицензии на оружие, пересечении границы и при многих других процедурах. Однако этот законопроект не допустили даже до первого чтения.

Предложение о введении всеобщей переписи ДНК неизбежно натолкнется на общественное противодействие. Далеко не все россияне готовы отдать себя под абсолютный государственный контроль даже из соображений безопасности. Обыватели негативно относятся и к куда более "невинной" процедуре - дактилоскопированию. МВД, прокуратура и следственные органы регулярно предлагают обязать всех россиян снимать отпечатки пальцев (эти разговоры особенно усиливаются после авиакатастроф или терактов, когда встает проблема опознания жертв), но государство не решается сделать подобный шаг.

Иностранный опыт всеобщего сбора биоматериалов у населения чуть ли не в роддоме, на который ссылаются специалисты с Петровки, является некоторым преувеличением. По крайней мере, пока.

В США и Европе законодательство о геномной информации в целом похоже на российское: образцы ДНК в обязательном порядке берут только у неопознанных трупов и у преступников. Разве что круг преступлений, которые являются основанием для ДНК-паспортизации, не ограничивается тяжкими и сексуальными, а кроме того, в последнее время в некоторых американских штатах разрешили брать генетические образцы у арестованных, но еще не осужденных.

Западные ученые между тем утверждают, что наличие ДНК-образцов человека на месте преступления еще не означает, что он преступник. Исследование, проведенное в Университете Индианаполиса (США), показало, что ДНК человека легко переносится с одного объекта на другой. Например, один человек пожал руку второму, а второй перенес его ДНК на какой-либо предмет.

Современные технологии позволяют смоделировать полный генетический профиль подозреваемого на основании нескольких оставленных ДНК-частиц. А такое количество дезоксирибонуклеиновой кислоты может попасть куда угодно. Таким образом, геномные следы следует считать лишь одной из улик, а не 100%-ной гарантией вины подозреваемого.

http://www.utro.ru/articles/2016/03/27/1276071.shtml

нда, безопасность, права человека

Previous post Next post
Up