Недавно у нас был киноклуб, смотрели фильм "Мертвец" Джима Джармуша.
Этот фильм упоминался в газете "Суть времени", в цикле статей (
статья 1,
статья 2), посвящённых явлению под названием "Нью Эйдж".
Если кратко сформулировать, то Нью Эйдж - это совокупность субкультур, основанных на фэнтезийных текстах с сомнительной достоверностью, но при этом убеждающих человека, что он приобщается к каким-то великим и загадочным знаниям древности.
Одной из составных частей философии Нью Эйджа является идея примордиальности, то есть представление о том, что есть некое идеальное состояние мира, "золотой век", в котором человечество когда-то прибывало, но встав на путь истории, развития и прогресса, всё более отдаляется от этого идеала. Следовательно, от истории и развития - нужно отказаться, так как это что-то порочное, и вредное.
С точки зрения Нью-Эйдж, человечество сейчас находится в точке, наиболее удалённой от идеала, но, так мир движется по спирали, он скоро снова начнёт приближаться к этому идеалу. По мнению сторонников Нью-Эйдж такой круговорот вечен.
Внедрение в массовое сознание таких философских взглядов, направлено на разрушение идеи развития, прогресса, восхождения человека от низшего к высшему. Заодно атакуется и связанное с идеей развития, представление о времени, как о прямой стреле направленной из прошлого в будущее. Нью Эйдж представляет время как вечный круговорот.
Враждебность современным представлениям о мире и человеке, ясно читается в образах фильма "Мертвец".
Для примера возьму самый первый эпизод.
Главный герой куда-то едет на паровозе по железной дороге. Далее мы узнаём, что герой едет в "Город машины" расположенный в конце ветки пути.
Железная дорога - это прямолинейный путь, по которому возможно движение только вперёд, это одновременно и символ "стрелы времени" и символ постоянного поступательного движения, развития.
Паровоз - символ прогресса, олицетворение могучей цивилизации белых людей. Эта сильная машина везёт в себе людей из прошлого в будущее.
Главный герой наблюдает как меняются люди, окружающие его в этом пути.
Сначала это вполне приличные люди. Опрятные, культурные. Но чем дальше едет герой, тем больше меняются люди. Меняются в худшую сторону.
Их внешность становится всё менее современной и цивилизованной, как будто время повернулось обратно. В конце пути, попутчики главного героя - это уже грубые дикари, одетые в шкуры, но при этом вооружённые современными ружьями. И это оружие они не задумываясь применяют, когда совершают акт бессмысленной жестокости - расстреливают из окон поезда стадо диких быков - бизонов. При этом машинист поезда говорит главному герою - "Правительство заявляет, что за один только прошлый год - убили целый миллион бизонов." Эти слова показывают масштаб совершаемых убийств.
Затем герой приезжает в конечную точку своего пути - место с говорящим названием "Город машины". Это символическое изображение финала развития западной цивилизации.
Город изображён как отвратительное место, где на всём лежит отпечаток смерти, отталкивающей дикости и грубости. Символично, что герой приехал в поезде с востока на запад, поэтому выражение "дикий Запад", в приложении к этому фильму, приобретает новый смысл, но тут это скорее не "дикий", а "одичавший" Запад.
Главный герой приходит на металлургический завод, чтобы получить работу. У него есть с собой письмо, в котором ему обещают место бухгалтера. Про это письмо машинист паровоза говорил главному герою - "Я не стал бы доверять словам, написанным на листке бумаги. Особенно, от какого-то Дикенсона из города Машины".
Это тоже символично. Говорится о том, что не стоит доверять рассказам и писанине о грядущем благом будущем, которое ждёт человека в конце пути.
Далее мы видим, что машинист был прав в своих сомнениях. Выясняется, что место бухгалтера - уже занято другим человеком, а значит, весь путь был проделан напрасно.
Герой пытается разобраться и предъявить свои права на работу, но владелец завода наставляет на него ружьё и говорит, что "единственная работа, которую ты можешь получить в этом городе - это залезть в сосновый ящик", то есть умереть и лечь в гроб.
Ожидания об обустройстве нормальной жизни терпят крах. Главный герой оказывается лишним в этом мире.
И дальше по сюжету начинается разворачиваться картина движения героя по пути к смерти.
Смерть предстаёт как желанная цель, как ворота в новый, наполненный смыслами мир, более реальный, чем тот, который окружает героя в настоящем.
Вот в такой мир и тащят сейчас всё человечество, убаюкивая фильмами, наподобие "Мертвеца".