25 лет назад группа энтузиастов в Одессе взялась за реконструкцию старинных судов. На челнах, полакрах, античных диерах, ладьях одесситы боролись с бурями и течениями на реках и морях, чтобы испытать, как это делали древние мореплаватели. Теперь эти суда могут послужить украшением Одессы. На фото и в книгах запечатлены походы по Черному и Средиземному морям, Дунаю на репликах старинных судов: древнегреческой «Ивлии», финикийском «Мелькарте», лодке народов моря «Одиссее», ладье «Анне Ярославне». Разговор с руководителем Центра исследований истории мореплавания, доктором исторических наук Игорем Мельником - о сохранении традиций.
Хозяин небольшой квартиры в центре Одессы, похожей на музей моделей старинных судов, встречает нас со своей верной собакой. Джина названа в честь проекта галеры «Джинестры», которая еще ждет своего исполнения.
В то время как пять более удачливых реплик древних судов уже прошли тысячи миль речных и морских просторов, прославив на всем пути Одессу. Каждому походу Игорь Мельник посвятил отдельную книгу.
Особняком стоит издание об истории зарождения и эволюции водного транспорта, опыт реконструкции которого, как говорят в таких случаях, проверен на себе.
На стенах рабочего кабинета заморские украшения путешественника: изображения древних галер, диер, якорей, морских обитателей, керамика и фолианты. Посреди кабинета одиноким островом выглядит рабочий стол писателя.
В кухне на столе недостроенная модель арабской доу.
- Это одно из уникальных судов мира - покоритель всего Индийского океана, - рассказывает Игорь, прилаживая шток. - Их конструкция позволяла достигать высокой скорости. Киль был прогнут, как два плавника уходящей в воду рыбы. На них ходили Индия, Мадагаскар, вся Африка.
Еще по теме:
Ладья «Анна Ярославна» покорила фестивальный Брест Символ Одессы - галера?
Доу пополнит коллекцию моделей судов, которые украшают гостиную Игоря. Хотя могли бы стать достоянием любого музея. Под алыми парусами рассекают волны времени венецианское судно, джонки, финикийские суда. Тут и модель галеры, проект которой еще ждет исполнения. И кстати, в будущем вполне может стать символом нашего города, так как его история тесно связана именно с античным флотом. Ведь даже якорь на гербе Одессы галерный, а не какой-нибудь другой.
- Город создавался как адмиралтейство гребного флота, - вводит в курс истории Игорь Мельник. - Тогда это было единственным средством для борьбы с турками на мелководье лиманов. Большие парусные суда не смогли бы зайти в лиманы. Основными судами были средневековые галеры, которые привез из Венеции еще Петр Первый. Такие лодки воевали также под Азовом. Адмиралтейство должно было быть на территории судоремонтного завода. Но в ходе Русско-турецкой войны турка выбили за Дунай. И тогда отпала необходимость в мелкосидящих гребных судах. Поэтому Одесса состоялась уже не как адмиралтейство, а как торговый центр.
Отдавая дань истории, Одесса могла бы сделать свою реплику галеры, которая стала бы одной из ее главных достопримечательностей. Как, например, в Санкт-Петербурге фрегат «Штандарт», символизирующий открытие морского торгового пути через Балтийское море. Или парусник «Amsterdam» - музей мореплавания в Амстердаме, где можно увидеть, как перевозился чай в ту эпоху, жили на борту офицеры и матросы. В Барселоне в память 400-летия юбилея битвы при Лепанто с турецкой эскадрой по старинным чертежам воссоздана испанская галера «Real», одно из самых посещаемых мест города. В Европе ценят и стараются как можно больше узнать о своей истории.
Еще по теме:
Как «Одиссей» покорял Дунай и Черное море Выставка древнейших якорей на берегах германской Липпе
Игорь заваривает чай крутым кипятком, угощает кисло-сладким кизиловым вареньем. Недавно он вернулся из Германии, где зимовал по семейным обстоятельствам. Родители осели там лет 10 назад. Чтобы не прерывать связи со своим любимым делом, Игорь нашел сподвижников, тоже увлеченных реконструкцией старых судов. Связался с музеем античного судоходства в Майнце, установил контакты с историками Дюссельдорфа, Бергкамена. И оказалось, что тема реплик античных судов очень востребована в этих землях.
- Земля Норд-Рейн-Вестфалия пронизана каналами, которые соединяют ее с Северным морем. В Средневековье она входила в Ганзейский союз, который объединял свободные города: Кельн, Дюссельдорф, Бремен, Осло, Лондон, Новгород, Берген. Из Новгорода везли пеньку и деготь. Из Германии сукно. Союз имел однотипные суда - когги. Это одномачтовое палубное судно с прямым парусом и высокими бортами. В городе Везеле в результате раскопок был найден когг, который теперь украшает город как символ его истории. И когда я рассказал о реконструкции древних судов, воссоздании римской диеры «Ивлии», немцы этим очень заинтересовались, - рассказывает Игорь Мельник. - Большое внимание в Германии уделяют римскому периоду. По Дунаю проходила граница, где находились мощные легионы. В Бергкамене на берегу реки Липпе, где были обнаружены остатки такого легиона, воссозданы римские казармы, госпиталь. И там проводятся праздники. Меня пригласили принять участие. Я подготовил коллекцию древних якорей, которые использовали германские племена. Выставка очень понравилась. Немцы любят прогулки выходного дня: посещают исторические места, стараются узнать как можно больше о своем прошлом. И сейчас мы хотим показать эту выставку и в других немецких городах. Немцы уделяют внимание своей истории, не скупятся на средства, когда это касается истории Германии, стараются везде ее продвигать.
Что же мешает нам сохранять и беречь свою историю?
Судоходству Одесского края 3000 лет?
Окна комнаты ненадолго наполняет солнечный свет, золотит паруса фрегатов, которые совсем недавно выставлялись в Одесском краеведческом музее. Игорь «привязывает» каждую модель к черноморскому региону.
- История судоходства в нашей бухте достаточно обширна и уникальна. И не ограничивается двумя веками существования города, - замечает историк. - Она охватывает несколько тысячелетий судоходства, начиная с античности. Это древние греки, основавшие свои полисы Пантикапей, Ольвия, Херсонес на берегах Черного моря, Римская империя, Византия, средневековая Турция, итальянские города-государства и Россия, которая присутствовала здесь благодаря колоссальным способностям казачества. Какой еще регион мира обладает такими пластами культур, начиная с архаики! Еще 1200 лет до нашей эры по Черному морю ходили народы моря, которые двигались на Малую Азию огнем и мечом и проходили Черное море, тоже через наш регион. Есть предположение, что и арабы ходили к нашим землям, вели торговлю, которая не прекращалась, несмотря на войны и политические коллизии. И все это можно рассказать, показать в экспонатах, находках, документах.
Сегодня достаточно быстрыми темпами уже воссоздается Одесский музей истории морского флота. У Игоря Мельника на этот счет свое видение:
- Обладая такой богатейшей историей судоходства, почему бы не сделать музей истории судоходства нашего региона с прикладным уклоном? Здесь можно было бы обучать школьников и курсантов морских заведений. Он будет интересен туристам всего мира и станет гордостью для одесситов.
Вкладом в такой музей могла бы стать экспозиция реплик древних судов, прошедших морскими и речными путями. Можно было бы создать исторический морской парк. Сейчас эти суда находятся за пределами города. А когда они создавались, планировалось, что после реализации проектов, посещения городов-побратимов Одессы, они будут выставлены на обозрение одесситов и гостей города. У людей могла быть возможность прикоснуться к этой эпохе, в обустроенном городе мастеров стать участниками музейного действа. Например, завязать морской узел, построить свою модель, вычислить координаты своего нахождения по звездам и картам. В Европе музеи построены именно по такому интерактивному принципу. В Амстердаме в музее Рембрандта можно самому сделать линогравюру. В деревне неандертальцев возле Дюссельдорфа, где найдены древние стоянки, высечь из камня рубильце, сделать орудие труда, которым пользовался первобытный человек.
Создание уникального музея, морского парка реплик древних судов привлечет еще больше туристов в Южную Пальмиру. Главное, чтобы эту идею поддержали власти, задача которых беречь и сохранять традиции и историю.
Инна Ищук, Анатолий Венгрук
(Продолжение следует)