На собачьей вахте. К выходу 4-ого номера «Вахтенного журнала»

Dec 21, 2012 09:36




Моряки знают, что собачья вахта, или «собака», длится с 00:00 до 04:00. Ее не следует путать с английской dog watch - вахтой с 16:00 до 20:00. Почему такой разнобой? Дело в том, что русский флот перенял традиции голландского, где «собачьей» обозначена первая послеполуночная вахта. Обычно нашу «собаку» стоит второй штурман и второй механик. «Собака» считается самой тяжелой из-за того, что вахтенному приходится бороться со сном в это время суток. На «пассажирах» бороться со сном особенно мучительно после вечеров отдыха экипажа.

Чтобы на Новый год две вахты не страдали, второй заступает на «собаку» обычно в 23.00 старого года, то есть обойденная богом и обиженная «собака» изображает жест хорошего морского тона. Вместо Деда Мороза к «собаке» в машину спускается в первом часу другой дед, стармех, и персонально каждому отлученному от праздника жизни жмет руку на уровне локтя, потому что конечности у машинистов, вы знаете, в солидоле.



Сегодня на собачьей вахте и редакция «Вахтенного журнала». Четвертый номер сверстан и в строгом соответствии с графиком выпуска поступит в продажу в январе. 1 февраля нам ровно год. Стержневым материалом «ВЖ» № 4 будет безыскусно рассказанная старшим электромехаником Владимиром Носенко полная драматизма история перегона с черепашьей скоростью из Нигерии в Аланг бесхозного бразильского танкера «Ryva Gechlem».

«Форточка»

«Удары волн сотрясали корпус. Казалось, он вот-вот переломится. С бортов отваливались лепешки ржавчины. Течь усилилась, сливная система не успевала откачивать воду. «Рива» кренилось и простодушно тонуло. Капитан приказал откатать балласт и принимать его только для выравнивания крена. Амплитуда качки увеличилась до 18-20 градусов. На мостике старались держать судно носом на волну, скорость упала до 0,8 мили в час. В машине все-таки перегрелся дизель-генератор, вышли из строя втулки цилиндра и шейка коленвала. Пришлось перейти на дизель-генератор номер один. При отсутствии ЗИПа произвести ремонт своими силами не было никакой возможности. На палубе порвало крепления кильблока спасательной шлюпки, при каждом крене ее все размашистее раскачивало. Трос кормовых блок-талей оборвался, и шлюпка зависла на носовых талях. И теперь шлюпка, предназначенная спасать жизни моряков, представляла собой объект угрозы для судна. Она уже выбила два иллюминатора и продолжала расширять пробоину в борту. Связь с шедшим в караване с нами танкером«Klara» прервалась. Утром узнали, что «Клара» утонула, индийский экипаж арестован».

орской ренессанс в «ВЖ» № 4 дополнен повестью постоянного автора электромеханика Леонида Вагнера «Черно-белый офшор». Знакомый читателям по прошлому номеру КМ Петр Петрович Кравец будет представлен рассказом «Землетрясение в Баре». Т/х «Бабушкин» под его командованием прошил сорокаметровую волну цунами, спровоцированного в Адриатике землетрясением, все остальные суда у причалов порта Бар погибли. Читатель встретится на страницах альманаха и со знакомым по прошлым номерам КМ Александром Крайним. Место действия его очередного романа - восточный сектор Арктики. Начинается публикация с продолжением в нескольких номерах очерка «Пятые помощники капитана» о доносительстве на судах. Тема до сих пор актуальна, хотя под флагом «стучат» не в партком, а хозяину.

RU;mso-bidi-font-weight:bold">В Новом году Высоцкому - 75. За то время, что поэта нет, даже танкер, названный его именем, списали и благословили в дальние камчатские акватории. Кстати, в каютах судов Дальневосточного пароходства тоже звучала его гитара. Он долго и красиво дружил и с дальневосточниками, и с кормчими Новороссийского пароходства, гостил на тбилисской квартире начальника Грузинского пароходства легендарного капитана «А. Сибирякова» Анатолия Алексеевича Качаравы (Назо).

RU;mso-bidi-font-weight:bold">
Но, разумеется, самыми яркими страницами в «морской» биографии Высоцкого является его закадычная, проверенная временем дружба с моряками судов ЧМП. Став выездным, он бросал все и приезжал в Марсель или в Фуншал на Мадейру, чтоб обняться с одесскими друзьями-капитанами: Гарагулей (на фото), Дондуа, Никитиным, Завирюхой, Дашковым, Назаренко. Это неполный ряд, всего их со старпомами, стармехами, пассажирскими помощниками и пароходскими начальниками, причем высшего звена, до трех десятков. Высоцкий ел домашние пельмени в Одессе на Генерала Петрова у боцмана Вилена Лободы, пел на Карла Маркса у начальника отдела кадров плавсостава «Дэвэ» Дмитрия Васильевича Ткаченко, ночевал на полу у начальника УПФ ЧМП Павла Григорьевича Пьянова RU;mso-bidi-font-weight:bold">в необустроенной новостройке-хрущевке на Тенистой.

RU;mso-bidi-font-weight:bold">Капитаны доверяли ему, делились за рюмкой чая. Он был наслышан об условностях морского бытия, о стукачестве, знал, почему старшего администратора называют впередсмотрящим. Будучи человеком чутким и проницательным, подспудно понимал, что при монотонности скитаний среди похожих, как ракушки, островов, он для них глоток свежего воздуха, едва ли не самое яркое событие годичного рейса. У капитанов они редко бывают короче.

RU;mso-bidi-font-weight:bold">Кстати, из обозначенного ряда почти все капитаны были репрессированы, наказаны, низвергнуты, уволены «по соглашению сторон». Никитина вообще судили, а Дашкова понизили без всякой мотивировки до второго помощника. Многие из ошельмованных почили. Дашков осел в Дуйсбурге. Пожалуй, самый закадычный друг Назаренко поселился во Флориде. Именно из Флориды он и прислал гранки книги московского автора Ф. Сафронова «Морские дороги Высоцкого». Кстати, капитан Назаренко до сих пор при деле, в прошлом году сделал два рейса на американском контейнеровозе до Европы и назад.



В Лондоне с Олегом Халимовым, 1975 год

RU;mso-bidi-font-weight:bold">Летом 69-го видел Высоцкого в модном новом ресторане «Море». Тогда все было новым: новый морвокзал, новое здание «ЧерноморНИИпроекта, новый ресторан «Море», новая гостиница «Аркадия». Ресторан «Море» дальновидно возвели в кабельтове от «морских» хрущевок. Напротив по Ново-Аркадийской, 19 жил капитан второй «Грузии» и третьей «Грузии» Анатолий Гарагуля, чуть дальше - капитан «Моздока» Альберт Макеев, на углу Гагарина до сих пор обитает капитан Юрий Алалыкин, бывший флаг-офицер главкома Горшкова. Высоцкий с Мариной Влади были, конечно, в эпицентре внимания гостей «Моря». Солистка оркестра Фаина, эффектная дама средних лет, исполняя «Кони-звери», приблизилась к столику Высоцкого и закончила задорным «…кони-звери, эх!...». Поэт аплодировал вместе со всеми. Когда овации стихли, услышали голос самого Высоцкого.

Был шторм - канаты рвали кожу с рук,

И якорная цепь визжала чертом,

Пел песню ветер грубую, - и вдруг

Раздался голос: «Человек за бортом!»

RU;mso-bidi-font-weight:bold">Магнитофонные записи доносились из соседней офицерской двухэтажки, она при Жукове была штабом 28-й дивизии.
Высоцкий развел руками, извиняясь перед солисткой за популярность, зал грохнул.

Можно было бы еще продолжать вкусные анонсы, но для этого нужно пережить два Новых года подряд. А такое в принципе возможно. На островах Тонга в Нукуалофе я когда-то писал дату «1 января» подряд два дня на двух страницах вахтенного или судового журнала. Настоящего, не литературного. Кругосветка была так спланирована, что лайнер пересекал линию перемены дат аккурат на Новый год.


Феликс  Сафронов и Юрий Любимов

Простите, но вынужден не закончить, а оборвать. По вопросам приобретения «ВЖ» № 4 и талантливо написанной книги Феликса Сафронова «Морские дороги Высоцкого» обращайтесь по тел. (067) 953-18-68, (050) 316-12-20. В связи с увеличением тиража «ВЖ» № 4 цены снижены.

С наступающим Новым годом, дорогие читатели!

На литературной собачьей вахте,



Владимир Каткевич, главный редактор

Одесса, Морские истории, Высоцкий Владимир, СМИ, ЧМП, Капитаны, Работа в море, Каткевич Владимир

Previous post Next post
Up