В эпоху электронных носителей очень модно предрекать смерть бумажной продукции. На книжных ярмарках и в газетном мире часто любят приводить эти страшилки. Вспомнил я об этом паническом ужасе на лайнере
«Королева Виктория». Наша экскурсия была пятичасовой, так что успели даже на верхние палубы заглянуть: интересно же, какие там люди из высшего общества. День был пасмурным, и часть туристов осталась на пароходе.
Поразило, что все читали объемные, в массивных переплетах фолианты книг.
- Почему не электронные книжки? - спрашиваю гида. - В путешествии это же удобней.
- Видите ли, они могут себе это позволить. Эти люди привыкли к дорогим, полноценным, насыщенным изданиям. Во-вторых, здесь большая библиотека.
Ну, и принято считать, что в том обществе пластиковые носители - больше для молодежи и людей с небольшим достатком, - деликатно объяснили мне.
- Прекрасно, теперь я знаю, что делать с нашей газетой: побольше цвета, глянца и подписку для олигархов, - отшутился я. Но еще раз убедился, что жизнь необычайно эластична. Не буду вспоминать уже забытые страхи о появлении фото, теле, кино. Тогда предрекали смерть живописи, радио и театру. Все, тем не менее, живо.
О морских изданиях
Не секрет, что морская столица Украины де-факто - Киев. Практически ни одного органа управления не осталось у моря. Скоро и порты будут филиалами одного единственного морского порта в столице.
Следовательно, издания, которые остались пока в Одессе, Крыму и на Азове, - либо временные, недолговечные, либо второстепенные.
Как только адмиралы морской индустрии начнут морщиться от наших публикаций, бизнес тут же срубит глянцевый новодел.
И читатель, уже приученный ко всему яркому, кричащему и к «шаровому» (очень важно!), отвернется от этих доживающих свой век изданий. Сценарий пессимистичный, но вполне реальный.
Много ли подписчиков у газеты «Моряк»? А ведь ей 100 лет в этом году. У издания свой издатель, своя редакционная политика. Но газета жива. Востребованы журналы издательства «Порты Украины». Причем выписывают их россияне, кавказцы, прибалты.
У «Моряка Украины» стабильных пару тысяч подписчиков наблюдаются практически все 15 лет со дня выхода первого номера в начале июля 1997-го, на День морского и речного флота. Не пугает их ни кризис, ни «наступление» гаджетов, планшетов и мобильников с интернетом.
Но предложил недавно руководству нескольких успешных, на мой взгляд, крюингов подписать десяток-два газет - пусть лежат в офисах. Зайдет моряк, сядет - почитает. В ответ узнал, что наш крюинг больше интересует «Морская газета» из Норвегии. Стоит, правда, 700 евро на год, но зато вся мировая информация на полусотнях страниц.
Да, наша газета стоит 70 гривен в год. Она не делает мировых обзоров морского бизнеса. Но у нее свое наполнение и свой читатель. И потом, одна газета сейчас не дает полноты ощущения реальной жизни. Еще в советское время, помню, партийные пропагандисты учили читать две-пять газет и два журнала минимум. Хотя тогда все было централизованно. Сейчас центров обработки информации и принятия решений в разы больше.
Тематика и редакционная политика
Нашу тематику в основном определяют интересы читателей. Если кратко, то газета состоит из четырех блоков информации. Новостей морской индустрии, социальной тематики, рекламы и читательских воспоминаний.
Я не до конца понимаю, чем вызвано к нам такое доверие, но за семь лет службы в этом издании убедился, что газете доверяют многое. Как-то забежала морячка с флешкой: муж возвращается из рейса, и было бы приятно прочитать в газете его рассказы.
Дед (МАГ) оказался собирателем веселых и смешных
морских историй. Некоторые печатаем с удовольствием по нескольку раз.
Постоянные подписчики, надеюсь, помнят поэта
Витю Нечаева. Он долгое время уговаривал нас напечатать свои стихи. Но, приняв семь лет назад редакцию, я застал несколько мешков стихов после конкурса читательских поэзий и боялся продолжения этого поэтического цунами.
Через полгода Витя (он настаивал на этом имени, хотя некоторые читатели меня стыдили, мол, капитану негоже называться без отчества) предложил компромисс. Он стал писать рассказы к своим же стихам. Полтора года из номера в номер продолжался этот марафон нечаевских путешествий по волнам его цепкой памяти в поэзии и прозе!
Надеюсь, найдутся средства и мы издадим сборник его рассказов. Первый, кстати сборник своего рода «Библиотеки «Моряка Украины» уже на выходе. Но об этом чуть позже. Спасибо
Игорю Лукшину,
Анатолию Носкову, Валерию Братушенко,
Петру Яркину,
Аркадию Хасину, Николаю Королеву за доверие и замечательные рассказы. Прошу прощения, если кого не упомнил. Но рассчитываю на продолжительный разговор о темах и проблемах для газеты.
О сайтах, форумах, торговых сетях и подписке
Электронный вариант газеты прервал свое существование в связи с обострением кризиса и спадом рекламных доходов. А редакция работает в чисто рыночных условиях, без дотаций учредителей и спонсоров (так свободнее, хотя ответственности, понятно, больше). Пришлось прибегнуть к социальным сетям.
Последний год ежедневно пополняются наши странички на самых популярных мировых ресурсах:
Живой Журнал,
Фейсбук, В Контакте,
Твиттер, Гугл плюс и т. д.). Скажу откровенно, зачастую опробованная в интернете информация, не найдя интерактивной поддержки, не попадает в газету.
Сложился комбинационный стиль подачи: оперативных новостей - в соцсетях и долгоиграющей - аналитической обзорной и проблемной информации - в еженедельнике. Одно дополняет другое. После восстановления сайта, надеюсь, будет полный замкнутый цикл морской информации.
Правда, тут возникает сложность. Интернет требует мировых новостей, газета же больше приближается к местной тематике, так как людям небезразлично то, что происходит рядом, а не то, что на Кубе.
- Как найти газету? - наиболее частый вопрос читателей. Выходит «Моряк Украины» по средам. Но в продажу газета запаздывает. Понятно, что в Николаев, Херсон и Одесскую область она не может доехать раньше четверга. В пятницу газетно-журнальная экспедиция доставляет «МУ» в Киев, Крым и на Азов.
Но и в Одессе все чаще тираж появляется в некоторых сетях тоже в четверг. Понятно и то, что мы со своим гривневым изданием не конкуренты в разы дорогому табаку и глянцу. Тут надо бы власть употребить. Я имею в виду, что газетное дело, реализацию социального пакета необходимой информации нужно бы дерегулировать. Упростить налогообложение и приобретение лицензий на продажу периодики.
Почему, например, не дать право продавать газеты социальной направленности инвалидам? Пусть люди зарабатывают. Если могут и хотят. Но единственный пока надежный «доставщик» периодики - Укрпочта. Подписка на год - около 70 грн. Именной ящик в почтовом отделении - еще 100 грн.
Вот и все на сегодня.
Для организаций, правда, есть вариант редакционной подписки.
Обращайтесь, как говорится.
Наши координаты здесь
Анатолий Венгрук