История капитана и теплохода «Одесса». О море, мафии, ЧМП, о дружбе и предательстве...

Jun 23, 2012 16:25



  Этот человек стал чуть ли не народным героем Одессы, его прекрасно знают в Неаполе, было время, когда о его злоключениях гудело пол-Европы. Французский фильм «Моряки Одессы», занявший первые места на международных кинофестивалях Парижа, Торино, Салерно, показывали по ТВ и в кинотеатрах европейских стран, США, Канаде, Аргентине, Бразилии. А у нас, в Николаеве, где он сегодня живет вместе с дочерью, его невероятную историю знают мало.



Речь о капитане дальнего плавания Владимире Лобанове, которому в течение пяти лет довелось быть капитаном пассажирского теплохода «Одесса» Черноморского морского пароходства. Правда, все эти годы «Одесса» провела не в плаваниях, а простояла на рейде порта Неаполя.

Лобанов родился в Донбассе и с раннего детства мечтал стать моряком. После школы учился в Севастопольском высшем инженерно-морском училище, в Одесской высшей мореходке (ныне морская академия). Но потом решил, что настоящий моряк должен пройти весь путь, начиная с матроса, и пошел на рыбацкий сейнер, служил на Черноморском флоте, был матросом сухогруза, помощником капитана, работал главным инженером рыбоколхоза, директором пионерского лагеря «Чайка» в Рыбаковке, а при Горбачеве одним из первых на юге Украины открыл кооператив «Каламбур».

Название, кстати, подсказал Михаил Жванецкий, с которым Лобанов познакомился во время работы на пассажирских судах ЧМП. И не только с ним - с Розенбаумом, Толкуновой, Шавриной, Лещенко. А Алла Пугачева так вообще в одном из рейсов на их теплоходе была оформлена мотористом. Сделано это было для того, чтобы она, участвуя в круизе, смогла дать несколько бесплатных концертов для туристов.

Насытившись кооперативным бумом, Лобанов вернулся на флот. Союз уже развалился, но «под флагом» он не ходил принципиально, работал только на государство - на балкере, потом на пассажирском теплоходе немецкой постройки «Иван Франко».

В 1997-м ему предложили возглавить экипаж теплохода «Одесса», который уже в течение двух лет находился под арестом в Неаполе. Этот теплоход - 13-е по счету судно, арестованное в Италии за долги ЧМП, - по праву считался жемчужиной пароходства. Семипалубный лайнер «Одесса» построили в Ливерпуле в 1974 году. На борту размещались свыше шестисот туристов, к услугам которых были ресторан, бары, парикмахерская, спортзал, сауна, бассейн, музыкальный салон, кинотеатр, зимний сад, игровой центр, амбулатория. Прежде лайнер осуществлял престижные кругосветные туристические круизы и приносил государству большие доходы. В Германии даже создали клуб любителей круизного отдыха на «Одессе», который объединил более 15 тысяч человек.

Начальник ЧМП гарантировал, что через 2-3 месяца судно выпустят из-под ареста и Лобанов останется на нем штатным капитаном с правом набора экипажа, будет ходить в международные круизы. Знал бы он тогда, в какую заваруху попадет и что домой вернется только через долгих 12 лет!

Что было дальше, Владимир Николаевич вспоминает с содроганием:

- Приехали мы вдесятером в Неаполь, денег нет, пришлось жить на борту, а не, как обещали, в гостинице. Там только питание на человека обходится в 20-30 долларов в сутки, а нам вместо зарплаты присылали 40 долларов суточных на человека и раз в полгода 2-3 тыс. долларов на нужды судна. Через три месяца прекратилась и выплата командировочных. Денег не было даже на питание. Зато нас щедро кормили обещаниями, мол, это временные трудности, вот-вот все закончится, арест снимут, и вы получите все, что причитается. Арест никто не снял, зато на судне закончилось топливо, и мы остались без электроэнергии. Даже для мотобота топлива не было. А ведь рядом стояли другие арестованные суда - без экипажей, разграбленные и неуправляемые, они болтались на якорях и во время шторма постоянно бились друг о друга. А у нас зеркальные салоны, огромные окна, один удар - и все это посыпется.

Десять человек на обесточенном и обездвиженном судне заменяли 250, положенных по штату. Их миссия состояла в том, чтоб сохранять и поддерживать его в рабочем состоянии. Экипаж жил без света и тепла. Так как иллюминаторы сделаны неоткрывающимися, летом металлический корпус лайнера раскалялся до 50 градусов жары, зимой температура в темных и сырых внутренних помещениях опускалась до 1-3 градусов. Вручную приходилось тянуть толстые, обросшие водорослями тросы, чистить их прямо на воде со шлюпки. Моряки собирали по всему порту старые канаты, чтобы хоть как-то зафиксировать судно, и доски, с помощью которых на палубе разжигали мангал, готовили еду и грели воду. Ее наливали в пластиковые бутылки и обкладывались ими на ночь, чтобы не околеть от холода.

Единственным, кто помогал морякам, оказался российский «Долфин», бывший «Совфрахт» СССР. Эта фирма выделила 50 тонн топлива и одолжила 10 тыс. долларов на нужды экипажа, которые, к слову, ЧМП до сих пор им не вернуло. Иногда скромную помощь оказывали экипажи украинских и других судов, заходивших в Неаполь.

Постепенно «Одесса» стала местом паломничества для итальянцев. Они диву давались: рядом стоят брошенные, разграбленные суда, некоторые из них затонули, а на «Одессе», несмотря на критическое положение экипажа - без продуктов, зарплаты, страховки и медицинской помощи, царит образцовый порядок, все, вплоть до живых растений, в сохранности. По международному закону, Кодексу торгового мореплавания Украины, а также разрешению Неапольского суда моряки в исключительной ситуации имели право продать часть имущества для обеспечения жизни судна. Но не сделали этого.

А ведь было чем поживиться: тысячи комплектов нового французского льняного белья в упаковках, дорогущая мебель, забитые доверху каюты с небьющейся посудой, музыкальные инструменты, новые электронные системы кондиционирования и опреснения морской воды по 2 млн долларов каждая, наконец, запас спиртного на 120 тыс. долларов в тогдашних оптовых ценах, в том числе редкие коллекционные коньяки по 500 долларов. Если перевести на нынешние магазинные цены, эту цифру можно смело умножить на десять. Забегая вперед, отметим, что по возвращении лайнера в Одессу все это было быстро выпито новыми хозяевами судна: на борту бесконечно устраивались фуршеты, виски, коньяк, водка и ром текли рекой! То, что сохранили одни, растащили, распродали и пропили другие.

На лайнер-арестант потянулись и журналисты. Здесь ведущий популярной тогда программы «N-й километр» Андрей Цаплиенко снял фильм для канала «Интер», проводили съемки итальянские, французские и российские тележурналисты.

Когда по итальянскому ТВ показали фильм «Фантастический флот», посвященный «Одессе», в жизни экипажа наступили изменения. Начальник порта помог провести с берега кабель и подать электричество. Судно, стоящее на якорях, то отходило от берега, то подходило, кабель натягивался, и, чтобы он не порвался, моряки соорудили целую систему блоков, подвесок и штанг. Ток был слабенький, только по лампочке на каюту да один холодильник и смогли включить, но все равно это была огромная помощь.

Из разных мест Италии, от местной морской церкви стали поступать посылки - вещи, продукты. А еще моряки иногда подрабатывали. На соседних судах что-то подремонтировать надо - вот ребята и зарабатывали на продукты.

Моряки ждали, когда кончится этот кошмар, надеялись получить зарплату. Пароходство обещало рассчитаться сразу после освобождения судна из-под ареста или его продажи, но аукцион постоянно откладывался.

И тут случилось несчастье - умер механик Владимир Аксененко. Он заболел, по команде капитана Лобанова был вскрыт судовой госпиталь, ему давали лекарства. В местные больницы без страховки не брали. После смерти тело с трудом удалось отправить на родину. Вновь выручил «Долфин», выделивший украинскому консульству 10 тыс. долларов. Из них 3,5 тыс. ушло на транспортировку покойного, а остальное разошлось по карманам дипломатов. «Ненавижу людей, которые наживаются на покойниках», - скупо прокомментировал произошедшее Лобанов.

Без средств к существованию, в разлуке с родными команда «Одессы» старалась выжить и сохранить судно. Не раз моряки ломали руки и ребра, вручную натягивая канаты, чтобы во время шторма удержать лайнер от столкновения или посадки на мель. Во время одного из таких штормов в декабре 2000-го капитан Лобанов, проявляя чудеса героизма, зафиксировал несколько отвязавшихся арестованных сухогрузов, что позволило избежать серьезных разрушений в порту и столкновений со стоящими там в это время кораблями НАТО. Но этот поступок стоил ему перелома ноги и тяжелой травмы позвоночника.

Серьезно пострадали и другие члены экипажа. После этого случая, прогремевшего на всю Италию, Папа Римский Иоанн Павел ІІ за мужество присвоил капитану лайнера звание Георгиевского кавалера, а делегация из России,от Патриарха Алексия ІІ вручила редкую книгу «По святым местам».

Экипаж продолжали преследовать трагедии. От физического и морального истощения умер электромеханик Евгений Лапшин. У него выявили опухоль мозга и с помощью морской церкви определили в больницу, где он приходил в себя, отсыпался после круглосуточных вахт, а жену предупредили: срочно приезжайте и забирайте своего мужа, если хотите увидеть его живым. К тому времени у него отросла длинная седая борода, и итальянцы в палате окрестили его дедом. Один из них, бодрый старичок, поинтересовался, сколько лет «дедушке». И когда узнал, что 60, изумился. Оказалось, ему самому уже 94 года, но он считал, что Лапшин еще старше. Действительно, после нескольких лет такой жизни электромеханик выглядел глубоким стариком. Его подлечили, он вернулся на судно. Но внезапно умер. Тело отправили в Украину, и когда его хоронили в Одессе, все пароходы включили гудки. ЧМП ничем не помогло. Даже из профсоюза никого не было на похоронах.

Окончание здесь



Встреча "Одессы"

Одесса, Капитаны, ЧМП, Работа в море

Previous post Next post
Up