Константин Паустовский: заповеди морского журналиста

Jun 07, 2012 08:37



«Мы зажмем вот в эту жменю все моря земного шара и выдавим из них, как сок из ананаса, столько великолепного материала, что через пятьдесят лет за каждый номер «Моряка» коллекционеры будут платить по сто рублей золотом», - так технический редактор «Моряка» Евгений Иванов увлек Паустовского журналистской деятельностью.


Именно тогда в начале века Константином Георгиевичем были заложены, так сказать, основы морской журналистики и показан пример, как делать настоящую газету. Об этом накануне 120-летия со дня рождения писателя «Моряк Украины» поговорил с директором Одесского музея Паустовского Виктором Глушаковым.

От журналиста к писателю


В уютном дворике на Черноморской, 6, где в 20-е годы прошлого века жил Константин Паустовский, якоря, канаты, цепи - морская экспозиция. В залах музея представлены фотографии одесского периода, рукописи, книги и другие вещи писателя.


- Наш музей уникален тем, что рассказывает об одесском морском периоде творчества Паустовского, - говорит Виктор Глушаков. - Именно в Одессе Паустовский начал журналистскую деятельность, без которой, он считал, невозможно стать писателем. Все писатели прошли через журналистику, писатель не мог не быть журналистом. Вместе с ним в газете «Моряк» работали Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев, Илья Ильф, Лев Славин, Андрей Соболь, Семен Кирсанов.



Принцип первый - морской журналист должен побывать в море на «живом пароходе»

Самое главное в морской журналистике было писать правдиво о том, что происходит. И это невозможно, не побывав в море, не освоив морской науки. Кстати, в советское время каждый журналист газеты «Моряк» должен был раз в год обязательно побывать в рейсе, на «живом» пароходе. Чтобы освоить премудрости морской профессии, Паустовский отправился в рейс из Одессы в Батуми, где писал заметки для газеты. Также коллектив редакции выходил в море на судах, о чем свидетельствуют фото в музее.

- Пишущий человек, видимо, действительно должен строить свою жизнь определенным образом, - говорил Константин Георгиевич. - И, прежде всего, он должен быть открыт новым впечатлениям, стараясь фиксировать их на бумаге. Его жизнь должна простираться дальше его личных интересов - и только так он сможет накопить нужное количество интеллектуального багажа, жизненного опыта и практики, чтобы писать значительные вещи.



Принцип второй - искать жизненные истории людей моря

Писатель в процессе всей жизни, осваивая различные профессии, вел дневник, многие истории из которого стали впоследствии темами его статей, новелл и повестей. Работая в «Моряке», Паустовский сталкивался с людьми моря, в особенности с очень редкой разновидностью - морскими журналистами, которых сравнивал с «летающими рыбами». «Редакция помещалась в большом особняке рядом с Воронцовским дворцом (Приморский бульвар, 1), где на первом этаже слева от центрального входа размещались шестьдесят сотрудников: журналистов, капитанов, писателей, масленщиков, корабельных инженеров, лоцманов, матросов, гальюнщиков и поэтов». Капитаны, штурманы, кочегары, которые хотя не разбирались в литературе, но приносили яркие картинки своей жизни. Правя их материалы, Паустовский постепенно вникал в морскую жизнь и понимал, как надо о ней писать.

«Журналиста создает время. Жизненный опыт, приобретенный с годами, помогает ему лучше ориентироваться в потоке событий, выбирать из массы незначительных деталей главные. Появляется свой собственный стиль письма, свои способы сбора информации и методы общения с героями будущих материалов».

Принцип третий - газета должна быть интересной

Издавая газету « Моряк», Паустовский наполнял ее живым, сочным, ярким материалом, которым был интересен всем. Именно при редакторстве Константина Георгиевича появился лозунг «Пролетарии всех морей, соединяйтесь!».

Со всех уголков в редакцию стекались самые разные материалы. С появлением иностранных судов в Одесском порту газета стала выходить на иностранных языках. Паустовский привнес одесскую наработку «Моряка» - заголовок дублировался на английском и французском языках («Лайтхаус» и «Ле Фар»).

«Моряк» начал печатать материалы на английском, итальянском, французском языках - редчайший в истории журналистики пример «многоязычной» газеты. Заведующей иностранным отделом была первая жена Паустовского Екатерина Загорская, с которой он познакомился на фронте в 1914 году.
Оба работали в санитарном поезде. Екатерина была сестрой милосердия, с московским и парижским образованием, родом из Рязанской губернии. Преподавала французский в Севастополе, а затем вместе с мужем работала в Одессе, воспитала сына Вадима, который подготовил ряд изданий отца и своих воспоминаний.

Принцип четвертый - попасть на творческую волну

Работая над статьями, Паустовский открыл собственную методику:


- Главное - это попасть на творческую волну. Бывает, что не можешь написать ни одной живой строчки, мучаешься, злишься на себя. И вдруг возникает момент, когда материал организуется сам собой и память вместе с воображением подает вам все нужное для того, чтобы получилась законченная статья или рассказ… Поэтому никогда не нужно отчаиваться, а надо пробовать и пробовать, чтобы войти в творческий строй.

Но при этом важно знать, о чем писать, важно найти свои темы. Журналисту в этом плане, казалось бы, значительно легче, чем писателю: ему дают задания. Но, оказавшись на месте какого-то происшествия или события, журналист может сам решить для себя, что написать - короткую информацию или проблемную статью, на чем сделать акцент. Все зависит от того, что он увидит. Есть такое выражение: ты увидишь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным.


Автограф писателя в 1940-х-1950-х

С недавних пор частыми гостями музея Паустовского стали студенты кафедры журналистики Одесского университета.

- Паустовский настолько емкий, разнообразный, - говорит в заключение Виктор Глушаков, - что изучать его можно бесконечно. И когда к нам пришли студенты, они были буквально очарованы тем материалом, который у нас есть. Паустовский заложил принципы морской журналистики, основал и испробовал на своем примере и подарил нам. И хорошо бы чтобы наши современные журналисты прислушались к слову писателя.

О вкладе Константина Паустовского в одесскую маринистику можно говорить долго. В 2004 году Паустовский вошел в число 100 знаменитых одесситов. Плеяда писателей прошли через его школу и литинститут. Дело за молодыми…

Татьяна Инина



В Литмузее

ПАУСТОВСКИЙ Константин, Одесса, Музеи, Море, Журналистика, Инина Татьяна, Литература

Previous post Next post
Up