Александр Федорчук: на вахте морских радиоволн

Feb 26, 2016 19:40



35 лет отдал морской службе в ГСК «ЧМП» Александр Федорчук, начальник радиостанции. Радист на судне всегда был правой рукой капитана в море информации, принимая сообщения о ситуации на море, обнаружении мин и помощи экипажам, терпящим бедствия.

23 февраля Александр Савельевич распечатал свой 90-й год от рождения. Крепкий, просоленный ветрами морей и океанов, он вспоминает только доброе и веселое. Родился в селе Христовка Хмельницкой области, в годы войны был угнан в плен, работал на пороховом заводе Либенау. Каждый день ждал освобождения, чтобы вернуться на родину. Потом пять лет службы в армии в Баку, на Каспии. Именно там научился морзянке, которая пригодилась затем в работе в ЧМП. В Одессу его пригласил дядя, военный моряк.

- И я поехал, - рассказывает Александр Федорчук. - У меня тогда было образования четыре класса школы. Дядя помог устроиться на пароходе «Петр Великий» матросом второго класса. Жизнь на «пассажире» сразу показалась мне раем по сравнению с тем, что мне пришлось испытать. В годы войны жил впроголодь и мечтал просто наесться хлеба. А тут хлеб в вазочках, супа наливаешь, сколько хочешь. И второе порционное. Чтобы быть в курсе дела, я сразу выучил всю морскую терминологию. Моряки подшучивали над новичками, не знавшими устройства судна. «Где капитан? - спрашивали. - На клотике пьет чай». Гуляло расхожее выражение - «тупой как кнехт». И было не по себе, когда ты не знал простых вещей.

Сначала меня поставили впередсмотрящим, чтобы фиксировать посторонние предметы и особенно мины. Во время войны их было очень много разбросано по всему Черному морю. Помню случай. Однажды в порту на отход судна поднимали якорь. Якорь показался из воды. А на нем мина. Весь пароход бы на воздух подняла. Вызвали саперов. Все обошлось.

«Петр Великий» ходил по Крымско-Кавказской. Когда не было работы, нас зачисляли в резерв. Было очень много желающих уйти в рейс. Нам платили только небольшую часть зарплаты. Тогда появилась поговорка: солнце всходит и заходит, а моряк голодный ходит. Я рассчитывал на день на два пирожка и бокал пива. И так дожидался очередного назначения. Был на хорошем счету. И быстро учился. Через год стал матросом первого класса. А потом радистом. Изучив радиодело на практике, после «Петра Великого» я попал начальником радиостанции на грузовом судне.

В перерывах между рейсами учился в школе, взяли сразу в 7-й класс. В одном из рейсов на «Петре Великом» на танцплощадке встретил будущую жену. Она возвращалась из Одессы в Сочи, где жила ее семья. Мы вместе уже 61 год.
Александр Савельевич смотрит в окно, вспоминая прошлое. За окном воркуют голубки, чистят друг другу перышки.
- Когда поженились, жить было негде, - говорит моряк. - Родилась дочь. Что делать? Меня назначили на грузовое судно «Шахтерск». Капитан Лавриненко, узнав, в чем дело, предложил поставить жену на довольствие. Так мы и жили, как цыгане, путешествуя по морям. Меня на судне даже прозвали нянькой, - улыбается Александр Савельевич. - Ну, всякое было. Потом уже дали квартиру. И жена приезжала каждый раз ко мне, когда на теплоходе заходили в наши порты.

Александр Федорчук заочно доучивался в Херсонской мореходке. А потом сдавал экзамены, повышая квалификацию.
- За все время работы я никогда не вызывал мастеров, ремонтировал все сам, разбирался во всем, - говорит радист. - Помогал молодым освоиться на судне.
Александр Савельевич показывает свои грамоты ЧМП, награды, патент на изобретение.Через его жизнь прошла вся история развития морской радиосвязи с послевоенных времен.
- Солнце скрылось за тучу, жди моряк большую бучу, - декламирует радист. - Раньше, когда приборов не было, определялись по частушкам, по приметам. Солнце красно поутру, моряку не по нутру.

Начальник рации на судне - главный штурман радиоволн.
- Помню, шли на танкере «Мир», слышу, рудовоз «Умань» дал аварийную. Груз пошел плавуном. В Туапсе загрузили мерзлую руду, которая в Средиземном море начала оттаивать. И сместилась на правый борт. Мы шли позади. И береговая радиостанция попросила держать с экипажем связь. А когда повернули на Адриатику, через сутки Гибралтар дает сообщение: 13 января 1964 года в Кадисском заливе затонул сухогруз ЧМП «Умань». Капитан запретил разглашать информацию. Тогда все было засекречено. Но в итальянском порту Анкона эту новость все знали и сочувствовали гибели наших моряков.

Чего только не было на моей памяти, - говорит моряк. - Как-то 1 апреля диспетчеры решили пошутить. И сообщили о столкновении двух судов. И что один уже начал тонуть. А оказалось, одно судно было на Балтике, другое на Дальнем Востоке. Но оператор получил радиограмму и сообщил начальству. Потом диспетчеров сняли с работы.

А как-то пришли с женой в кинотеатр «Уточкино» смотреть фильм «Море зовет». А на афише ниже под названием красным карандашом кто-то написал: «А Куренной не пускает». Дмитрий Зиновьевич Куренной возглавлял отдел кадров ЧМП. Благодаря ему мы получили квартиру с женой и перебрались с моря на сушу, - шутит Александр Савельевич.



В трудовой книжке моряка больше десятка записей. Он работал на теплоходах «Чусовой», «Михаил Лазарев», «Крашенинников». Но самым родным стал «Северодонецк», который он принимал и знал до последнего винтика. И на нем проработал 15 лет.

Александр Савельевич в свои 89 делает зарядку. Радиодело сказалось на зрении. Тем не менее, вся мужская домашняя работа на нем. Когда надо, проводки скрутит, сантехнику починит.
- Если знаешь, как устроено, то все можно сделать, - говорит Александр Савельевич, крепко жмет руку и дарит еще поговорку: корабли уходят - гавань остается.

Инна Ищук, «МОРЯК УКРАИНЫ»,  № 7 от 24.02.2016-го

Ищук Инна, Одесса, Судьбы, Личности, Работа в море

Previous post Next post
Up