Куда исчез день

May 04, 2015 17:00


На теплоходе «Сокол» (типа «Славянск») Черноморского пароходства за четверть века, что я проработал, нередко выпадали кругосветные плавания, где сталкивались с явлением «исчезнувшего дня».
Тут уместно вспомнить первую кругосветку великого Магеллана. Выдающийся португалец Фернан Магеллан, поступив на службу к испанскому королю Карлу I, убедил последнего о возможности прохода южным путем из Атлантического в  Тихий океан, а оттуда - на поиски столь ценных в то время пряностей, а, возможно, и золота.

Король Карл I подписал договор, по которому он брал снаряжение экспедиции за счет казны, а Магеллану был присвоен титул наместника всех земель, которые он откроет, и право на двадцатую долю дохода с них. Снаряжение экспедиции встретило много препятствий. Тем не менее, 20 сентября 1519-го года флотилия Магеллана, состоявшая из 5 кораблей, вышла из испанского порта Сан-Лукар. Это были совсем небольшие парусные корабли: флагманский «Тринидад» водоизмещением 110 тонн, «Сан Антонио» (75 тонн), «Консепсьон» (90 тонн), «Виктория» (85 тонн), и «Сантьяго» (75 тонн).

Не следует забывать, что даже у современных портовых катеров водоизмещение составляет более 200 тонн, не говоря уже о морских буксирах. Так, водоизмещение сугубо портового буксира «Циклон», трудившегося многие годы в Одесском порту, составляло 240 тонн.

Большие трудности пришлось преодолеть Магеллану с выходом в море; португальские агенты, пользуясь разноплеменностью экипажей, сеяли раздоры. Смуту разжигали и испанские капитаны, недовольные подчинением чужеземцу.
Всего в плавание под командованием главного капитана Магеллана вышло 265 человек.

И вот на этих судах, не имея надлежащих карт, навигационных приборов, с большими проблемами экспедиция совершила беспримерный исторический подвиг, практически доказав, что Земля имеет шарообразную форму, установила наличие единого мирового океана и показала, что большая часть поверхности Земли покрыта водой.

Дойдя до берегов Южной Америки, суда направились далее на юг. После длительного и тяжелого плавания, во время которого было повреждение «Виктории», бунт части экипажа, с большим трудом подавленный Магелланом, гибель корабля «Сантьяго» в устье реки Санта-Крус, измена и дезертирство кормчего корабля «Сан-Антонио», захватившего судно и возвратившегося в Испанию, где он злобно оклеветал Магеллана, суда попали в узкий извилистый пролив длиною около 300 миль.

На этот раз погода благоприятствовала плаванию, и корабли благополучно прошли пролив и вышли в необъятный океан, получивший название Тихий, а пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны между материком Южной Америки и архипелагом островов: Огненная Земля, Кларенс, Санта-Инес и др., был назван именем Магеллана. Правда, после сооружения Панамского канала Магелланов пролив потерял значение важного морского пути.

Далее плавание проходило в чрезвычайно тяжелых условиях. Практически закончились запасы продуктов, лишь выловленная рыба спасала жизнь команды. Но свирепствовавшая цинга многих довела до смерти. Три года продолжалось это тяжелейшее плавание. Весной 1521-го года корабли подошли к Мариинским, а затем Филиппинским островам. Здесь, в вооруженной схватке с туземцами, Магеллан погиб. Его заменил капитан Эль-Кано. Было принято решение продлить плавание на двух кораблях, т.е. «Консепсьон» был уже непригоден.

На островах Пряностей, закончив погрузку этого желанного груза, корабли собирались выйти в море, но корпус «Тринидада» вдруг получил сильную течь. «Виктория» вынуждена была продолжать путь одна. Что касается «Тринидада», то он после ремонта вышел в самостоятельное плавание, но, потеряв в пути большую часть экипажа, вернулся к Молуккским островам, где был захвачен португальской флотилией.

Еще многие месяцы бродили моряки «Виктории» по морским просторам. Пройдя Индийский океан, уже достаточно известный к тому времени мореплавателям, и обогнув мыс Доброй Надежды, «Виктория» в сентябре 1522-го года возвратилась в устье реки Гвадалквивира, порт Сан-Лукар. На борту было всего лишь 18 человек. Остальные 247 моряков умерли от болезней, погибли в бою или попали в плен. Позже испанский король настоял на выдаче пленных и через 5 месяцев они вернулись на родину.

Как оправдание, было доставлено изрядное количество гвоздики и мускатного ореха. Между тем, от продажи привезенных Эль-Кано пряностей испанская корона получила, за вычетом всех расходов на снаряжение флотилии Магеллана, довольно значительную прибыль. Но основная заслуга экспедиции была выдающейся и уникальной: она на практике доказала, что Земля имеет шарообразную форму. Это сделали, прежде всего, талант, мужество и энергия Фернана Магеллана; в этом плане нужно также отдать должное и капитану Эль-Кано, заменившего Магеллана после его гибели. На гербе, дарованном ему королем, был изображен земной шар, обвитый лентой, и девиз: «Первый обошел вокруг меня».

Возвращаясь, при заходе в одну из бухт, соплаватели Магеллана обнаружили, что в длительном плавании «потеряли» день. По судовым расчетам была среда, местные жители утверждали, что наступил четверг. Еще раз и еще раз капитан Эль-Кано, заменивший Магеллана, проверял свои записи, судовые документы, уточнял события и даты, но ошибку обнаружить не удалось. Впрочем, это и не удивительно: тогда, в начале 16 века, моряки не знали того, что стало известно людям значительно позже. Корабли экспедиции, выйдя в плавание, направились на запад, против движения земли вокруг оси, а вернулись с востока. За это время Земля совершила определенное количество оборотов, а моряки экспедиции - на один оборот меньше. Так «исчез» один день. В дальнейшем у моряков, многих путешественников - то не хватало суток, то появлялся «лишний» день.

Когда дальние и кругосветные путешествия, рейсы стали довольно частыми, пришлось заключить специальное международное соглашение, по которому была установлена граница изменения дат и Линия Перемены Даты. Это условная линия, проведенная на поверхности земного шара для: разграничения мест, имеющих при одинаковом показании часов календарные даты, разнящиеся на один день. Линия перемены даты служит для правильного счета дней месяца при рейсах и путешествиях. Двигаясь на Восток, путешественники, моряки проходят пункты, где часы, идущие по местному (или поясному) времени, которое зависит от географической долготы, имеют все большее показание по сравнению с местным (поясным) временем точки отправления.
Постепенно переводя стрелки судовых часов вперед в соответствии с часовым поясом, к концу кругосветного путешествия путешественники насчитывают лишние сутки. При кругосветном путешествии с Востока на Запад - наоборот, теряются одни сутки. Во избежание связанных с этим ошибок, в счете дней установлена Линия Перемены Даты, которая проведена в большей части по меридиану 180° долготы так, что она нигде не проходит по суше.

К Востоку от нее календарное число на один день меньше, чем к Западу. На судне или самолете, пересекающих Линию Перемены даты, двигаясь с Запада на Восток, в счете календарных дат возвращаются на один день назад. Например, подойдя к Линии Перемены Даты в 11 часов 3 мая, после пересечения ее считают 11 часов 2-го мая. При движении с Востока на Запад к календарной дате прибавляют один день, так что, подойдя к Линии Перемены Даты в 11 часов 3 мая, после ее пересечения считают 11 часов 4-го мая.

Все стало на свои места, правда, дополнительные неудобства испытывают моряки, у которых выпадает на эту дату день рождения. Известны случаи, когда, пересекая ЛИД с Запада на Восток, моряки дважды встречают Новый год.

Олег Булович, ветеран флота,
Моряк Украины, № 15 от 22 апреля 2915г.

Календарь, Морские истории, Время, Интересные факты

Previous post Next post
Up