«КАПИТАН СТОЛБОВСКИЙ» - ВЫГОДНЕЕ УТОПИТЬ?

Dec 11, 2014 10:11

Десятый год стоит на Килийской верфи (судостроительно-судоремонтный завод) недострой «Капитан Столбовский». На стапель-балках он возвышается, как памятник - свидетельство профессиональной непригодности чиновников отрасли.
Производственники ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» (УДП), в составе которого находится завод, ума не приложат, что с ним делать. Достроить? Продать? Порезать на металлолом? Или с учетом тех сложностей и убытков, которые он принес, и, очевидно, еще будет приносить, судно выгоднее утопить?
Собственно, не судно в полном смысле этого слова. А только корпус, недовершенный до проектных параметров. Старая заводская информация о том, что «Капитан Столбовский» построен без малого почти полностью, слишком бравая. На самом деле степень его готовности едва ли приближается к 30%. И то речь только о корпусной части, которая за годы простоя под ветрами, дождями и морозами порядком повреждена коррозией и процессами естественного старения металла. Прежде чем говорить о качестве сварных швов, их все нужно подвергнуть экспертизе. Там нет кормовой оконечности, надстройки. Соответственно, судно лишено навигационного оборудования, палубных и машинных механизмов.

Этот судостроительный привет восходит к нынешним дням с 2004-го года. Тогда пароходство оказалось включенным в программу развития флота Придунавья. Предусмотренное для этого государственное финансирование к 2007-ом году было прекращено.
Возможно, это связано с переменой руководителя. Тогда управлять УДП доверили Олегу Титамиру. Как писал трудовой коллектив в письме к министру инфраструктуры Максиму Бурбаку, подходы того руководителя до сих пор пагубно сказываются на строительстве в Килии судна «Капитан Столбовский». Последствия той «работы» следователи уже оформили в уголовное дело.
Так вот, в 2004-ом было задумано построить, помимо т/х «Капитан Столбовский», такое же судно - «пятитысячник». Но расчеты, сделанные, к сожалению, задним числом, показали, что тонна груза, доставленная тем же маршрутом одним судном с суммарной грузоподъемностью в 10 тыс. тонн, обошлась бы почти вдвое дешевле.

Думается, в этой производственной оплошности не обошлось без крайней пассивности чиновников штаба отрасли. Они явно не хотели брать на себя ответственность за просчет - строить судно,  бесперспективность которого вскрылась уже после того, как в проект были вложены средства.

В 2011-ом принят закон, запрещающий отчуждение госсобственности. Чтобы закрыть больной вопрос с судном-недостроем, нужна была политическая воля. Но перестраховщики из транспортного ведомства, из Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи, не рискнули на хозяйственный маневр.
Дело в том, что госпредприятие ЧАО «УДП» не имело и не имеет права самостоятельно продавать недвижимость. Решение, разумное с хозяйственной точки зрения, автоматически входило бы в конфликтное противоречие с законодательством. «Разрулить» ситуацию под силу парламенту или Кабмину. Туда из пароходства постоянно пишут о мытарствах со «Столбовским». Но отклика сверху не последовало. Отвыкли, видать, строить.
Что за тупик, судостроительный?!

Поясняет председатель правления ЧАО «УДП» Дмитрий Баринов.

- «Капитан Столбовский» отражен в бухгалтерии как объект незавершенного строительства, в который вложены бюджетные средства. Ведется отдельная статья расходов по нему в балансе УДП, - ответил он. - Достраивать нерентабельно. Его стоимость раза в три может превысить стоимость такого же нового теплохода, который можно просто купить. Списать тоже нельзя, потому что в государстве нет законного механизма списания такой собственности. Если бы это был законченный объект, можно было бы его оценить, наконец, уценить и предложить покупателям. Но поскольку строительство судна застыло в промежуточной стадии готовности, его нельзя и продать. Надежда на то, что  правительство примет специальное решение, разрешающее отправить недострой на металлолом.

Под таможенным контролем находится оборудование, закупленное в 2005-ом году для «Столбовского». И лихтера, в которых оно доставлено. Эти объекты занимают производственные площади. И хотя КССРЗ загружен, примерно на треть, там все же отремонтировано шесть судов УДП. Там же предоставлено место для бригады рабочих, которые будут резать на металлолом списанные суда пароходства. Поэтому им нужен свободным слип, на котором высится «Капитан Столбовский», и прилегающая территория.

Может, когда корпус судна превратится в груду металла, проблема отпадет сама собой? Страшно подумать только - сколько же министров-реформаторов сменится за это время?!

Подготовил Владислав Китик

Одесская область, Китик Вадислав, СРЗ, УДП, Килия

Previous post Next post
Up