... И КАПИТАН ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛ МАЯК «НЕ С ТОЙ СТОРОНЫ»
(Воспоминания портовиков накануне годовищины Мальтийского саммита)
25 лет назад, в конце ноября 1989 года, пассажирский лайнер «Максим Горький» вышел из Одесского порта курсом на Ла-Валетту, где стал переговорной площадкой встречи президента США Джорджа Буша-старшего и президента СССР Михаила Горбачева.
В историю эти переговоры вошли под названием Мальтийского саммита и главным их результатом стало фактическое объявление лидерами двух сверхдержав окончания «Холодной войны». Обозреватели того времени называли саммит самой важной встречей на высшем уровне после Ялтинской конференции 1945 года. Одесские портовики вспоминают как готовился и как выходил из порта для участия в важнейшем международном мероприятии флагман пассажирского флота СССР турбоход «Максим Горький».
Юрий СТУЛИЙ, старший лоцман-оператор ПРДС “Одесса”:
- В течение месяца лайнер был сначала ошвартован правым бортом у 23-го причала, а затем левым - у 26-го причала сухогрузного порта. Перешвартовка другим бортом проводилась в ходе проверки исправности и испытаний всех судовых мотоботов и шлюпочного снаряжения. В это время штурманам, направленным отделом кадров ЧМП на суда, не у кого было подписать свой "бегунок" (направление на работу). Все капитаны-наставники из службы мореплавания пароходства были делегированы на тб/х «Максим Горький». Каждый из них был прикреплен к конкретному мотоботу и лично отвечал за его подготовку.
На причале постоянно дежурили люди в штатском, на борту судна были только экипаж и уполномоченные лица. Никаких гостей, родственников и т.д. на судно не пускали. Все посетители - только по спецпропускам.
Для участия в важном международном мероприятии «Максим Горький» сорвали прямо с планового круиза с советскими туристами. После поступления команды, пассажиров лайнера спешно пересадили на турбоходы «Леонид Собинов» и «Федор Шаляпин», стоявшие на морвокзале. Затем с «Максима Горького» были сняты все запасы - провизия, вода, топливо и т.д. На судно были доставлены новые емкости с судовым снабжением, опечатанные и опломбированные. Вода и топливо принимались с опломбированных емкостей судов.
Василий ПЕРВОЙ, ветеран лоцманской службы Одесского порта:
- К концу ноября для спецрейса было готово все, кроме погоды. Но разыгравшийся шторм никого не волновал. Лайнер выходил строго в назначенный день, вернее вечер, было уже темно. Более-менее безопасно, хотя и с долей риска, из гавани можно было вывести судно только через Западные ворота. Капитан Виталий Гришин прислушивался к моим советам и мы дали всего один реверс: «средний назад», затем «стоп, средний вперед» и руль «право на борт». Прямо как в вальсе… Буксиры я специально не крепил, они работали «на укол» без концов, держал винты чистыми, на случай если понадобится дать ход... Прощаясь с капитаном, я увидел на его лице искреннее удивление - один из лучших круизных лайнеров ЧМП выходил из порта не как обычно, через парадные Воронцовские ворота, а через Западные, как рядовое сухогрузное судно. Впервые капитан увидел Воронцовский маяк «не с той стороны»…
Одесситы в последний раз любовались силуэтом «Максима Горького» осенью 2008 года. Через полгода после этого захода в родную гавань, в конце февраля 2009-го, красавец-лайнер выбросился на «берег мертвых кораблей» в индийском Аланге для последующей порезки в металлолом.
Памяти турбохода "Максим Горький"
Click to view
Источник
Alex Kush Интересно, что в Одесском порту, в составе службы флота ГП «ОМТП», до сих пор верой и правдой служит людям еще один участник подготовки к историческому Мальтийскому саммиту.
Это танкер-водолей «Родник». Именно на «Родниковой» воде, трижды перепроверенной компетентными органами, президентам США и СССР заваривали чай на борту тб/х «Максим Горький» в декабре 1989 года.
Пресс-служба администрации Одесского порта
т/х Максим Горький март 1988 отход Одесса
Юрий Светлов Click to view