Шестидесятый учебный год преподает в мореходке им. Маринеско Василий Сибирь. В свои 88 Василий Кузьмич учтив, внимателен и очень собран. Преподаватель-методист высшей категории - подготовил за свою жизнь 30 тысяч моряков. С «Моряком Украины» поделился старым верным методом, как курсанту определиться, моряк он или нет.
На работу его привозят дети - Василий Кузьмич не видит. Зрение потерял на фронте. Зато отработал отличную память. Его рассказы, как сводки Совинформбюро - точны, логичны, обстоятельны. Помнит малейшие факты и подробности жизненного пути от босоного мальчугана из черниговского села Обмачево, до почтенного преподавателя старейшей кузницы моряков.
Из детства в войну
Только успел закончить 8 классов - началась война. Помнит, когда и где услышал «черную» весть:- Это было 14-го числа. Я поехал в райцентр Батурино купить книги в девятый класс.- Напротив магазина, - рассказывает, - был военкомат, а возле него столб с репродуктором - единственная радиоточка в городе. - Вижу, люди собираются возле столба, и тут слышим речь Молотова… Война... Женщины сразу в плач… - вспоминает Василий Кузьмич.В 43-ем, 20 декабря, вспоминает, прямо в школе получил повестку. Из военкомата 17-летний Василий Сибирь попал на первый Украинский фронт.
Там, в резерве, прошел обучение. По распределению попал на Дальний Восток, в 12-ю отдельную стрелковую бригаду, где ему вручили ручной пулемет Дегтярева, с которым солдат не расставался до конца войны.9 августа 45-го года, в половине первого ночи, 393-й дивизии, в составе которой была его бригада, зачитали приказ главнокомандующего - перейти государственную границу с Японией, начать военные действия. Войдя на территорию Манчжурии, по приказу шли по побережью - занимали Юкки, Хыннам и другие порты, чтобы не допустить высадки врага с территории Японии в Корею. Тогда же, добавляет Василий Кузьмич, находясь в составе 25-й армии, переправили в Северную Корею самого Ким Ир Сена, который до этого работал в милиции на Дальнем Востоке.
- Тогда мы, рядовые, даже и не представляли, кого переправляем, - признается Василий Кузьмич.Подойдя к Сейсину, рассказывает дальше, попали в кровопролитные бои: - Наших тогда погибло очень много. В братской могиле мы похоронили 175 человек… А в бою в Хеннаме Василия Сибиря серьезно ранило осколками от минного взрыва.
- Ранило в ногу, в грудь, в глаза, в голову. Вот один осколок, - показывает на левую часть лба, - так и не вынули. Второй сколок, как память, стался на подбородке под кожей. В результате ранения Василий Кузьмич практически полностью потерял зрение. Фронтовика комиссовали и отправили в Москву.
Одесса стала родной
Из Москвы направили в Одессу в глазную клинику им. Филатова. Но три операции улучшили зрение всего лишь на 1%. Узнав, что в городе есть музыкальная школа-интернат для инвалидов войны, решил туда поступить. Одновременно учился в 10-м классе в городской вечерней школе рабочей молодежи, которую закончил с золотой медалью.Знакомые, бывшие фронтовики, агитировали ехать жить в Москву. Но Василий Кузьмич отказался - понимал, что с его зрением ему там будет трудно. Решил: «Остаюсь в Одессе. Быть по сему».Подал документы в Одесский университет им. Мечникова на историко-экономический факультет.
Учился на отлично, получал сталинскую стипендию.- 900 рублей. Был кум королю и брат министру, - смеется Василий Кузьмич.После окончания, по назначению должен был попасть в райцентр Кодыму, но вмешалась судьба - остался в Одессе.- Зрение тогда совсем «съехало» на ноль, - рассказывает Василий Кузьмич, - и меня снова направили в госпиталь. Только через полгода выписался и сразу же пошел в облоно - искать вакансию. После нескольких неудачных попыток бывшего фронтовика таки определили. Как раз в 55-ом году в средней мореходке ввели новый предмет - политэкономию. И 1 сентября новоиспеченный преподаватель на своей первой лекции отчеканил: «Здравствуйте, товарищи курсанты!»Идеологическая работа, вспоминает, была на высшем уровне.
Соответственно, и проверка была самая тщательная.- Утром только прихожу, меня на площадке уже встречают: «Вы Сибирь?» «Да». «Я такой-то, член партбюро. Хочу посетить Ваше занятие». И так целый месяц, меня смотрели все члены парткома, -- рассказывает.Придраться к работе молодого, незрячего преподавателя не удалось, и Василий Кузьмич с головой окунулся в преподавательские будни мореходки на целых… 60 лет.
Надо чтобы «клюнуло»- Василий Кузьмич, курсанты 50 лет назад и сегодня - те же или другие?- Отличаются, - признает преподаватель. - Тогда отношение к учебе было другое. - Курсанты, - говорит, - старались.
Да и организация обучения была иная. Учебный день заканчивался в 15.05. Курсанты сразу же спускались в столовую, обедали, час отдыхали и потом 2,5 часа - обязательная самоподготовка.- Сегодня тех, кто старается, хочет что-то знать, очень мало, - сетует Василий Кузьмич.
Это, говорит, очень сказывается на качестве подготовки будущего моряка.- Помню в 59-ом году, - приводит пример, - экзамен у судоводителей. Каждый курсант - за отдельным столом, никаких подсобных материалов. Обязательно присутствует командир роты. Заходит начальник факультета: «Как дела, Кузьмич?» «Хорошо».
Смотрит сданные экзаменационные листы. «Да тут некому и тройку даже поставить», - докладывает командир роты. Тогда курсанты, констатирует, готовились по-настоящему, а сейчас уже нет этого.- Это беда со школы, - убежден Василий Кузьмич. - Спрашиваю как-то у первокурсников, что значит «прямо пропорционально зависит» - ни ответил никто. Правда, отмечает, есть одна особенность: девчонки-курсантки к учебе относятся более добросовестно, чем парни. - Они хоть читают учебники и конспекты, и даже вопросы задают, иногда, - смеется Василий Сибирь.
- Зато, - добавляет, - когда приходят в службы найма устраиваться на практику или работу, где с порога задают вопрос на английском и требуют показать зачетную книжку, бегут назад в мореходку: «Товарищ преподаватель, а можно пересдать…».- Когда его уже «клюнуло», он тогда начинает бегать, - сетует преподаватель.
Как готовили моряков в 19-ом веке
- Они любят море, знают море и хотят работать на море, - Василий Кузьмич имеет свое определение настоящих моряков. - У меня есть бывшие курсанты, которые закончили мореходку еще в 70-ых. Проплавали 3-4 года и сошли на берег. Спрашиваю: «Почему?» «Да, понимаете, море - это не по мне», - отвечают.
- А как же тогда молодому человеку определиться с выбором и не тратить зря годы на учебу?- До революции, - отвечает Василий Кузьмич, - в 1898-ом году, в городе открылись Классы торгового мореплавания. Учиться набирали на два отделения: судоводители и судомеханики. Год обучения стоил тогда 125 рублей золотом.Курсантов на паруснике сразу же отправляли в море. Июль, август, сентябрь новобранцы «бултыхались» в Черном море, а в сентябре возвращались. Вернувшись на берег, некоторые говорили: «Да гори оно, море, огнем». Так курсанта проверяли, станет ли он моряком.
- С берега море нравится. А понравится ли тебе, когда ты на него попадешь? - риторический вопрос.Те, кто выдерживал морское испытание, с октября приступали к занятиям. Вот почему, отметил Василий Кузьмич, училище ежегодно отмечает годовщину именно в октябре.
Чего не хватает морской науке
Чтобы качественно подготовить будущего моряка, морской науке нужна своя, отдельная реформа, считает опытный преподаватель.- Нужно не сокращать, а увеличить количество лекционных часов, - считает Василий Кузьмич. То, что сейчас увеличили часы самостоятельной подготовки, для курсанта, «как мертвому припарка».
- Студенты сами ничего не будут делать,- говорит. - Вот то, что они услышат в аудитории - то и остается в их голове.Кроме того, снова напоминает, обязательная самоподготовка в стенах мореходки под контролем преподавателей или командира роты, что практиковалась до 90-ых годов, тоже давала свои результаты. - А сегодня ведь как: лекция закончилась, курсанты разошлись, кто куда, и никто ничего до завтра не будет делать, - сетует преподаватель.
Курсант сам делает себя моряком
Настоящим моряком курсант делает себя сам, утверждает Василий Сибирь.- Нужно, в первую очередь, учиться, - говорит, - изучать все дисциплины. - Как штурман, на судне ты должен знать не только, как управлять машиной, а как, например, сэкономить горючее, - разъясняет Василий Кузьмич.
- Если курсант на занятиях интересуется и задает вопросы, я могу сказать, что из него получится дельный моряк, - Василий Кузьмич делится, как он в желторотых юнцах распознает будущих моряков.
- Главное - желание! - заключает Василий Сибирь, - курсант сам делает из себя моряка!
Лариса Ерошкина, Анатолий Венгрук
Из Морской энциклопедии Одессы:СИБИРЬ Василий Кузьмич. Род. 28 авг. 1926г.. в селе Обмачево, Батуринского района, Черниговск.губ.(обл). В 1940 г. Закончил 7 кл. Обмачевской неполн.средн.шк. в 1940-1941 гг учился в Батуринск.средн.шк. с начала войны, в 1941г. Участвовал в оборонительных работах - рыл окопы, противотанковые рвы. С 1941 по 1943г работал на оккупированной территории. Сразу после освобождения пошел в 9 кл.Батуринск.средн.шк.
В декабре 1943 г. Призван в армию. Первоначально воевал в составе Первого Украинского фронта, а с февр 1944 г. - на Дальневосточном фронте (в составе сначала 621-ой, а затем 393 стрелковых дивизий 25-ой армии).
Участвовал в войне против Японии - с 9-го августа - до победы, в боях за освобождение Северной Кореи. Освобождал порты Юкки, Расин, СЕйсин, Ронан, Хиннам и др. В авг. 1945 был тяжело ранен и ПОТЕРЯЛ ЗРЕНИЕ.
Комиссован по ранению и демобилизован. Инвалид войны 1-ой группы. После многочисленных и безуспешных операций по восстановлению зрения поступил в музыкальную школу-интернат. Параллельно учился в вечерней школе рабочей молодежи, которую закончил с золотой медалью. В 1949 г.
Поступил в ОГУ им. Мечникова на историч.факультет, в 1954 окончил его с отличием. Заочно закончил аспирантуру по кафедре политэкономии. С 1955 г. и по настоящее время работает преподавателем в Одесском мореходном училище имени А.И.Маринеска ОНМА.
Преподаватель-методист высшей категории.
За годы работы подготовил около 30 ТЫС.!!!!! СУДОВОДИТЕЛЕЙ, СУДОМЕХАНИКОВ, ЭКСПЛУАТАЦИОННИКОВ И РАБОТНИКОВ ПОРТОВ.
Награжден Орденом Знак Почета, знаками Почетный работник морского флота СССР, Отличник народного образования Украины (Имеет медали За Победу над Японией, ордена Отечественной войны, Знак Почета, За мужество, Защитнику Отчизны и др.).