«Ах, белый пароход…»

Apr 09, 2011 23:52

(От редакции - Анатолий Венгрук)


«Изменники Родины» с турбохода «Максим Горький»

В 70-х и 80-х годах турбоход «Максим Горький» являлся лидером по количеству бежавших с судна членов экипажа. Первым был музыкант, пианист Александр Морозов, вторым официант Лирниченко, за ними следовала официантка бара Г. Лапий, совершившая фантастический побег.

Она прыгнула в ледяную воду бухты Магдалена (вода имела температуру +3оС), на Шпицбергене, и только спустя некоторое время была обнаружена службой береговой охраны, когда получила обморожение и переохлаждение всего организма. Беглянку после госпиталя доставили на судно, стоявшее в порту Берген. Тем временем в газетах Норвегии и Германии появилось достаточно много броских статей, в которых подробно излагали причины побега.




В конце 80-х годах с судна сбежала официантка, бывшая по совместительству буфетчицей капитана С. Л. Дондуа. После побега официантки руководители ЧМП и ММФ приняли решение расформировать экипаж турбохода. Капитан С. Л. Дондуа, который не мог защитить команду, понимая свое бессилие перед чиновниками Министерства морского флота, парткома и КГБ, написал заявление об увольнении из пароходства.

Вновь назначенный начальник пароходства Виктор Пилипенко, переведенный в ЧМП из Измаила, не разобравшись в сути проблемы, возможно, не желая портить отношения с высоким начальством и сотрудниками КГБ, подписал заявление об увольнении из пароходства лучшего капитана пассажирского флота, не обсудив с ним причину увольнения. (Записано мной со слов ныне покойного капитана С. Л. Дондуа).

Ежегодно в ЧМП совершался один или два побега членов экипажа. Одним из громких скандалов был побег с турбохода «Леонид Собинов» официантки Гасинской, выпрыгнувшей в бухту Сиднея через иллюминатор своей каюты. За официанткой велось постоянное наблюдение двух сотрудников КГБ, работавших на судне в качестве «офицеров безопасности». Ощутив опасность преследования, она опередила действия сотрудников КГБ и оставила борт судна таким оригинальным способом.

Случай на теплоходе Литва

В 1964 году, 11 июля, на теплоходе «Литва», которым командовал капитан С. Л. Дондуа, во время стоянки судна в порту Стамбул скончался Генеральный Секретарь Коммунистической партии Франции - Морис Торез. Его тело теплоход «Литва» доставил в болгарский порт Варна, а затем специальным чартерным рейсом Аэрофлота СССР отправили в Париж.

Командир авиалайнера, доставивший тело Мориса Тореза во Францию, спустя несколько лет был назначен представителем Аэрофлота во Франции.

Совершенно случайно он встретился с сыном Мориса Тореза - Пьером Торезом и рассказал Пьеру подробности этого печального рейса. Пьер, в свою очередь, рассказал мне эту историю, когда я был приглашён в его дом в Гавре.

Liner Van Gogh

Теплоход «Van Gogh», бывший «Грузия», принимал участие в морском параде в честь 60-й годовщины высадки союзников в Нормандии.

В июне 2004 г. правительство Великобритании арендовало у голландской компании Club Cruise судно «Van Gogh», принадлежавшее ранее ЧМП, носившее первое имя «Грузия». Аренда была вызвана празднованием 60-й годовщины высадки союзных войск в Нормандии, получившей кодовое название «D-Day».

Утром 7 июня 2004 г. т/х «Van Gogh» вышел из Саутгемптона, имея на борту около 500 ветеранов Второй мировой войны, служивших в королевском британском легионе. Судно было удостоено чести доставить во Францию английских ветеранов с членами их семей и было головным в эскорте военных кораблей, вышедших из Саутгемптона к французским берегам. Во время следования конвоем английский бомбардировщик времен Второй мировой войны, сопровождаемый истребителями, совершил над теплоходом круг почета и cбросил на судно миллион красных гвоздик.

Основные торжества с участием глав держав стран союзников и других государств происходили 8 и 9 июня на мемориальных кладбищах Франции, где были захоронены военнослужащие - США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран, входивших в коалицию союзников.

Валерий Братушенко,

бывший старший механик пассажирского флота ЧМП,

Почетный работник ММФ СССР

Previous post Next post
Up