«Миф Юрия Олеши» - территория Одессы

Nov 16, 2013 07:57



Кто с детства знаком с «Тремя толстяками» Юрия Олеши, тот узнал в сказке Екатерининскую в площади Звезды, с которой бежал мятежник Тибул от гвардейцев. В рассказах и очерках - очарование Оперного театра, уголок Сабанеева моста, где может встать влюбленная парочка, величественный Строгановский мост. Это территория Олеши - писателя, которого сделала Одесса. 
В то же время противоречивый образ автора - одессита до сих пор остается загадкой, которую попытался разгадать Владимир Варна в книге «Миф Юрия Олеши». Презентовали «Миф Юрия Олеши» 8-го ноября в Литературном музее. Тираж гомеопатический - 200 экземпляров, но «книга получилась фундаментальной, по-университетски написанной», - оценила писатель Надежда Колышкина, семья которой знала Юрия Олешу. «Король метафоры», Олеша обязан был быть одесситом.
С первых строк открывается Одесса начала 20-го века. «Строгановский мост перекинут через целую часть города, под ним улицы, улицы, переулки, переулки, видимые с головокружительной высоты, дома, булыжник, овраги, трава. Это подступы к порту. А порт виден вдали, в дыму, черный, железный. Он свистит и лязгает, он бегает паровозиками, блистательно белеет пароходами, синеет морем», - приводит цитаты из Олеши Владимир Варна. - Одесса воспринималась Олешей как город полусказочный: «Это все учило мечтать!».

В контексте таких впечатлений и настроений очень естественно прийти к выводу: чтобы стать «королем метафоры» Олеше просто необходимо было быть одесситом, подчеркивает автор в ответ парадоксальному утверждению самого Олеши «Чтобы родиться в Одессе, надо быть литератором». Только одессит может увидеть театр в необычном для него освещении, точно передать дух лавочек и кондитерских, где пекли вкусные булочки. И Олеша в детстве мечтал, что когда вырастет, станет богатым и у него будет много вкусных булочек.

Мир фантазии, чуда увлекает нас в произведениях Олеши, что бы это ни было. И в свое время Владимир Варна был вовлечен в это творчество:

- Я помню, как в детстве меня поразила история из книги Олеши, как наполненной звездами ночью три человека проникли в спальню мальчика с железным сердцем и влили ему в ухо три золотисто-зеленых, нестерпимо холодных капли загадочной жидкости.

- Потом я прочитал сборник произведений Юрия Олеши, исследовал его творчество, все, что о нем было написано. Но мне казалось, что все книги об Олеше недостаточны, - отмечает Владимир Варна. - В них не было того, что я бы хотел прочесть. И в 2000-ом году я решил написать свою книгу.


- Есть книги, посвященные Юрию Олеше, - сказал на презентации вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. - И у каждого автора свое видение. Владимир Варна сформулировал свое отношение, понимание темы, творчество и власть. И это его право. Писатель написал о писателе. И я считаю, книга написана блестяще.

Неизвестное об Олеше

Книга «Миф Юрия Олеши» создавалась три года. До этого был кропотливый сбор материала. Автором изучены рукописи, документы, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства, собраны интервью с людьми, знавшими Олешу, воспоминания о нем.


- Моя задача была упорядочить все материалы, какие есть об Олеше, развеять все существующие о нем предрассудки, - объяснил Владимир Варна. - Одни говорят, что он жертва тоталитаризма, другие - что он шел на уступки власти. Он был подвластен алкоголю. Но он жил в обществе, был неотделим от него. И реализовал себя, как мог.

Существует легенда, что книгу «Ни дня без строчки» Олеша писал на клочках бумаги, салфетках, коробках от папирос. Есть свидетели, что так и было. Но в архиве этого я не нашел. А только рукопись, изложенную на листах. Олеша собирал все, и писал цельную книгу. Открытием для меня стали замыслы пьес начала 50-х годов, о которых никогда не говорили. Никто не анализировал переписку с театрами, издательствами, Союзом писателей. Не исследовано пространство 40-50-х годов, чем он занимался после возвращения из Ашхабада до того, как получил квартиру в Москве. За полтора года семья сменила 18 комнат. Жена, Ольга Густавовна, несколько раз лечилась в психиатрической лечебнице. Это был очень сложный период.

- Поэму цветов он писал, кидая листы на пол. Многие в припадках были уничтожены, он сжигал в кочегарке, топил в Москве-реке, - рассказывает исследователь. - Незаконченными остались его романы и рассказы, наброски которых есть в архиве.

Зубило - кумир всей железнодорожной страны


Книга выстроена биографически и разбита на части по годам. Первая глава «Артист» - период с его рождения, 1899-й год, по 1922-й - год переезда в Москву. Приехав из Елисаветграда, семья поселилась в Одессе в Театральном переулке. Мать Олеши, Ольга Владиславовна, польских кровей, дала сыну образование и метафорическое видение мира. Об этом говорит ее замечание невестке, что не следует тщательно прибираться, «Квартира должна напоминать большую пепельницу». Метафоричность стала второй натурой Олеши. В письме к Ольге Густавовне, которая должна была приехать к нему в Москву, он пишет: «На брегу Москвы-реки стоит Брянский вокзал, похожий на сахарницу. В одно прекрасное утро, щурясь от солнца, я пойду на этот вокзал встречать дорогую Ольгу Густавовну, милого друга Олечку, друга Суок. Ждите моих распоряжений, девчонка, жду ваших глупых писем. Кланяйтесь вашему музыканту-папе, у которого голова похожа на серебряную монету. Дуся-дуся-дуся-дуся - до свидания, целую в лоб и бровь. Ваш Юра».

Вторая глава «Писатель» - это становление Олеши. С помощью Катаева он устраивается в газету «Гудок». Его фельетоны и агитки конкурируют с самим Демьяном Бедыным. Зубило - под этим псевдонимом писал Олеша, становится знаменитым «на каждой станции, на каждом полустанке, на каждом колесе советских дорог своим, нужным человеком». «Сочинения популярного среди железнодорожников автора издаются отдельными сборниками. На встречи с читателями-железнодорожниками он отправляется в личном вагоне. Его газетное имя присваивается железнодорожным станциям». Его частушки распевают «пролетарии». «Эта популярность была так велика, что по стране даже колесили лже-Зубила - двоюродные братья ордена «детей лейтенанта Шмидта», с которыми пришлось иметь дело Остапу Бендеру. Лже-Зубила брали у местного начальства деньги в долг, бесплатно обедали - и исчезали бесследно и навсегда».

На «Три толстяка» вдохновила Валя Грюнзайд, 13-ти лет

В Москве Олеша пишет свой знаменитый роман «Три Толстяка» Влюбившись в тринадцатилетнюю Валю Грюнзайд, (жена Евгения Петрова) он сочиняет для нее сказку. Правда, главная героиня названа фамилией его жены Ольги - Суок, с которой он в то время начал укреплять отношения. В третьей главе автор анализирует литературный поиск Олеши, где он пытается найти себя, выразить по-настоящему через роман всей жизни. С 1931-го года он изменил свое отношение к алкоголю. И начал много пить. Это тоже сказалось на его жизни. Впоследствии, сорванными оказываются его контракты с театрами, для которых он пишет сценарии. Последняя глава «Тень» охватывает полувековой период, после смерти Олеши до сегодняшнего дня, время мифов о нем.

- Многое в Юрии Олеше еще не изучено, не понято, - рассуждает Владимир Варна. - Его судьба окружена облаком предположений. Мы не знаем достоверного. Я честно признаю, что не развеял, а создал новый миф. И другого пути в познании нет. Можно только приближаться к познанию. И моя задача была более точно расставить акценты этой судьбы. В то же время я считаю, что этим изданием смогу привлечь внимание одесситов к Олеше. Ведь его натура была сделана Одессой, он жил атмосферой этого города. И поэтому он постоянно сюда приезжал. Олеша чрезвычайно одесский автор. И для одесситов особая задача использовать его эстетический потенциал кафе, забегаловок, ресторанов, которые посещали его персонажи. Например, можно было реализовать идею - поставить памятник гимназисту Олеши на углу Карантинной и Греческой, где он шел в гимназию.

Олеша - архитип современного интеллигента

- Олеша для нас ценен еще тем, что он поднял целый пласт в литературе - тему современного Интеллигента. Он сам оказался в такой среде, где он не мог реализовать свои лучшие возможности. В таком состоянии находится значительная часть современной советской постинтеллигенции, - утверждает Владимир Варна. - Олеша представляет архитип - почти столетие неестественного угнетенного сознания интеллектуала в этом русском цивилизационном пространстве.

Олеша жил в нищете. Современный интеллигент - нищий. Олеша писал о невозможности работать по официальному заказу. «Это мания какая -то: когда для себя - быстро пишу. Когда по заказу - полное падение организма». Современная интеллигенция не имеет помощи для саморелизации. Она обычно занята тем, что зарабатывает на выживание. Олеша писал о житейской неустроенности. Интеллектуал, если следует велению своего внутреннего. Я, очень неустроенный в быту человек. Возьмите зарплату преподавателя и разложите ее на составляющие. И увидите, что ничего не остается на поддержание своего статуса. Книга стоит двадцатую часть зарплаты. Эта тема чрезвычайно широка. И в этом смысле показателен Олеша.


- В то же время на самом деле вопрос не в том, как нам себя вести. И тут нельзя отторгать себя от действительности, манера, которая зародилось еще в начале 19 века - противопоставлять себя какому-то падшему контексту несправедливости. Мы должны использовать весь опыт, реализовать то лучшее, что у нас есть в тех рамках, какие возможны. Поддерживая себя, свои семьи, делать, что можем, не впадая в истерики, в интеллектуальные, и политические. Надо делать свое дело. Какая польза, что мы назвали зло злом. Гораздо лучше делать что-то хорошее. Другой судьбы у нас не будет, - заключил Владимир Варна.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук

Одесса, Презентации, Мифы, Литература

Previous post Next post
Up