Севастополь 1990 год. Выемка боевых дельфинов.
Фото найдено здесь «Военная книга» - небольшой и уютный магазин, еще каких-нибудь лет 25 назад находился на главной улице Одессы, Дерибасовской. Там можно было не торопясь, полистать все новинки - воспоминания участников минувшей войны, военно-политическую и военно-техническую литературу: отечественную и переводную. Некоторые, здесь купленные издания, осели на полках личной библиотеки. Даже теперь прибегаю к ним как к справочникам. Назову, что называется, навскидку: Фуллер Дж. Ф. С. «Вторая мировая война» 1939-1945 гг., «Стратегический и тактический обзор» - М. Иностранная литература (ИЛ), 1956 или Хилсмэн Р. «Стратегическая разведка и политические решения» - М. ИЛ, 1957. Назвал эти две книги не случайно. Именно благодаря переводам, выполненным ИЛ, познакомился со сборниками военно-технических статей, в том числе и о биотехнической системе (БТС) с участием дельфинов, а также дельфинологов Джона Лилли и Форреста Глен Вуда, работающих в те годы на ВМФ США.
Прочитав их, отнесся к возможности создания такой системы не как к техническому мифотворчеству, примеры которого являли тогда отдельные предложения биоников, а в качестве вполне серьезной заявки на дальнейшие исследования с выходом в практику военно-морского дела.
Собственно, эта тема, которая у нас тогда была строго секретной, и сегодня не дает покоя непосредственному участнику описываемых событий капитану I ранга Александру Васильевичу Жбанову.
Океанариум Военно-морского флота
23 февраля 2013 года бывшему Океанариуму Военно-морского флота Советского Союза пошел 48-й год. Скоро юбилей! После развала СССР в 1992 году он перешел в состав Минобороны Украины. Москва, прекратившая финансирование Океанариума в 1991 году, пальцем не пошевелила, чтобы внести хоть какую-нибудь ясность в его положение.
В одночасье рухнули результаты 23-летних трудов более 40 отечественных научно-исследовательских организаций и коллектива самого Океанариума по гидробионической тематике. Не оправдались оптимистические надежды, которые лелеяли составители сборника «Дельфин», изданного в 1996 году к 30-летию Океанариума, не оправдались и мои надежды на возможное сотрудничество Океанариума с Черноморским флотом РФ, который в прошлом так много сделал для практического применения этих биотехнических систем.
«Новые времена, новые песни»
Формально мое сотрудничество с Океанариумом началось в 1974 году, когда мне, как председателю госкомиссии от Флота, было поручено принять практическую часть задачи по поиску и обозначению затонувшей торпеды с использованием служебного дельфина.
Задача выполнялась в довольно простых условиях, но четкость работы дельфина по кличке «Геркулес» меня убедила в больших возможностях этих удивительных животных, обладающих совершеннейшими, ни с чем несравнимыми, способностями гидролокации и удивительная готовность сотрудничать с человеком.
В 1976 году в Аварийно-спасательную службу Черноморского флота, которую я тогда возглавлял, была включена 1329 группа Специального назначения. В ее состав входили четыре дельфина, подготовленные в Океанариуме по результатам многолетних научных исследований. Несмотря на то, что у группы не было специализированного судна-носителя биотехнической системы (дело не было доведено до конца), группа в содружестве со специалистами Океанариума ВМФ обнаружила более 40 затонувших мин, торпед и ракет, подтвердив свою дееспособность. Первым ее командиром был водолазный специалист, капитан III ранга Владимир Бондаренко, а наибольших успехов группа добилась при втором командире - капитане III ранга Александре Андрияшине. В 1995 году, когда начался раздел и развал Черноморского флота, и она была сокращена.
В конце 1982 года, вслед за созданием поисково-спасательной группы, опять же в порядке реализации результатов научно-исследовательских работ Океанариума, в составе Охраны Водного Района (ОВР) ЧФ была сформирована еще одна группа Специального назначения - для борьбы с подводными диверсантами. Она была развернута на входе в севастопольскую бухту, и на многочисленных плановых и внезапных учениях подтвердила свою способность обнаруживать с помощью служебных дельфинов подводных пловцов, пробирающихся в Севастопольскую бухту на ластах, фактически не обнаруживаемых иными техническими средствами флота.
В деле практического освоения и использования дельфинов для обнаружения подводных диверсантов, большую роль сыграли черноморские офицеры Кононенко, Михин и Стура, а капитан I ранга Юрий Пляченко, как ответственный за организацию защиты флота от подводно-диверсионных сил и средств (ПДСС), весьма требовательно оценивая их работу, подтвердил готовность дельфинов и управляющих ими людей к обнаружению подводных диверсантов. Реальных диверсантов дельфины, дежурившие на входе в cевастопольскую бухту, ни разу не обнаружили скорее всего потому, что в те годы они просто не осмеливались сунуться в Севастополь. Для этого им пришлось бы проплыть мимо бдительных дельфинов... Но в лихолетье 90-х годов была сокращена и эта группа!
В Океанариуме ВМФ, начальником которого я был назначен в 1986 году, разрабатывалась также методика использования дельфинов для поиска морских мин. В 1988 году бригада тральщиков, которой командовал капитан I ранга Б. Чернышков, завоевала приз Главнокомандующего ВМФ по противоминной подготовке. Украшением учения по поиску мин была четкая и весьма результативная работа служебных дельфинов под руководством тренера Антона Пуговкина. Фактически это было признание командованием ВМФ возможности и целесообразности использования дельфинов в противоминной борьбе.
Успешная работа служебных дельфинов на Черноморском флоте в поисково-спасательном, противодиверсионном и противоминном направлениях стала для командования Военно-морским флотом убедительным аргументом для создания подобных подразделений на Северном и Тихоокеанском флотах. Так, в 1983 году на ТОФ был создан Научно-исследовательский центр, который долгое время возглавлял капитан I ранга Борис Журид. Центр достиг великолепных результатов по использованию белух для обнаружения подводных пловцов. В этом я имел возможность убедиться на практике как председатель госкомиссии по приемке от НИЦ данной задачи. С легким сердцем я оценил ее высшим баллом. К большому сожалению, в смутное время и этот центр был реформирован. На Северном флоте впечатляющие результаты были достигнуты в работе с тюленями, но и они были, как говорится, на полном скаку резко остановлены.
Необходимо отметить, что сама идея создания Океанариума, как и ее воплощение в жизнь, принадлежали Главкому ВМФ - Адмиралу Флота Советского Союза - Сергею Георгиевичу Горшкову, при котором советский Военно-морской флот достиг паритета с флотами США и стран НАТО.
Систематические исследования по использованию морских млекопитающих в интересах флота были впервые начаты в США, если не считать известных опытов по применению в военном деле тюленей и морских львов, которые в 1915-1916 годах проводил известный русский цирковой дрессировщик и зоопсихолог В. Л. Дуров.
Благодаря работам многих научных коллективов СССР в 70-80-е годы прошлого столетия, был достигнут паритет и в этой области, причем созданные советскими учеными на базе Океанариума ВМФ биотехнические системы различного назначения не только не уступали американским, но и по некоторым параметрам превосходили их.
Таким образом, за относительно короткий срок - 20 лет - с 1972 года, когда была начата научно-исследовательская работа по служебному использованию морских животных, и до 1990 года, когда в опытную эксплуатацию флота была сдана противодиверсионная биотехническая система, Океанариум ВМФ, в сотрудничестве с Военно-морской академией, институтами ВМФ и другими научными организациями теоретически обосновал, разработал и создал три биотехнические системы: поисково-спасательную, противодиверсионную и противоминную. Причем первые две - были переданы флоту! Стоимость всех выполненных работ не превышала стоимости постройки одного большого серийного противолодочного корабля (БПК) 61 проекта. Нет сомнений в том, что когда-нибудь результаты этой работы будут востребованы.
В Океанариуме служили и работали многие талантливые ученые и испытатели, чтобы никого не обидеть, назову лишь тех, кто был удостоен высшей государственной оценки.
Лауреатами Государственной премии СССР за комплекс поисковых и прикладных работ по исследованию морских животных в интересах ВМФ в 1984 году стали: заместитель начальника Океанариума по науке капитан I ранга Александр Вишняков и начальник лаборатории глубоководных исследований Океанариума капитан I ранга Борис Журид. Безусловно, это была одновременно и высокая оценка труда всех сотрудников Океанариума - единственного в СССР и во многом уникального учреждения.
Первым начальником Океанариума был замечательный флотский разведчик капитан I ранга Виктор Калганов, последним - капитан I ранга Виталий Юрганов, назначенный, как и автор этих строк, с должности начальника Поисково-спасательной службы ЧФ.
В течение 12 лет, в годы расцвета гидробионических исследований, Океанариум ВМФ возглавлял командир-противолодочник ЧФ капитан I ранга Алексей Мурзаев.
Океанариум ВМФ был частью центрального подчинения, но вся его деятельность проходила при непрерывном участии ЧФ: флотские проектанты под руководством Главного инженера проекта Марка Лазарчука разработали проектную документацию Океанариума, флотские военные строители, которыми в те годы командовал заместитель командующего флотом по строительству, генерал-майор Василий Ильин в рекордно сжатые сроки построили Океанариум. Черноморцы обеспечивали все морские испытания биотехнических систем и дали им путевку в жизнь, а проведенная в феврале 1988 года под руководством начальника штаба ЧФ вице-адмирала В. Селиванова научно-практическая конференция, определила место биотехнических систем в составе боевых средств флота.
Спасибо вам, Черноморцы!
Александр Жбанов, начальник Океанариума ВМФ СССР с 1986 по 1990 год, капитан I ранга в отставке
Севастополь, апрель 2013-го
Хвостатый спецназ Использование боевых животных в военно-морском спецназе ВМС США.
В один из дней в первой половине 1960-х годов в солнечной Флориде яхтсмены и судовладельцы неожиданно обнаружили на своих яхтах и катерах непонятные предметы, оказавшиеся на поверку диверсионными минами. Таков был результат проведенного особой группой ЦРУ недалеко от острова Ки-Уэст первого учения с использованием специально тренированных дельфинов-подрывников. Хорошо, что мины были учебные.
А ведь могли бы быть первыми…
Руководство специального подразделения ЦРУ считало, что задача, поставленная перед «рекрутированными» на воинскую службу дельфинами, была достаточно проста и легко выполнима для животных с таким высоким уровнем мозговой деятельности. Взять с базы специальную диверсионную мину, выйти в назначенный район проведения операции и прикрепить мины к днищам боевых кораблей. После этого дельфины должны были вернуться на базу.
(
Читать дальше... )
Боевых дельфинов США заменят роботы? В начале ноября 2012 года представители ВМС США сообщили, что начиная с 2017 года специально тренированные на поиск морских мин дельфины и морские львы уступят место в строю необитаемым подводным и надводным аппаратам и роботам. Более чем полувековая история службы в американском флоте
морских животных в погонах теперь, похоже, близка к завершению.(
Продолжение )
Все о дельфинах здесь