Совместный отчет «Цена морского пиратства 2012» Международного морского бюро (IMB), фонда «Одна Земля», организаций «Гуманитарный ответ морскому пиратству» и «Океан без пиратства» прокомментировал «Моряку Украины» Александр Димитревич, региональный директор в Украине, странах СНГ и Балтии Международной программы «Гуманитарный ответ морскому пиратству» (МПГОМП).
«Согласно данным совместного отчета «Цена морского пиратства 2012», подготовленного Международным морским бюро (IMB), фондом «Одна Земля», организациями «Гуманитарный ответ морскому пиратству» и «Океан без пиратства», в 2012 году пиратство обошлось мировой общественности в $6 млрд долларов, из которых $5 млрд легли на плечи судоходной индустрии.
В прошлом году от рук бандитов погибли пять гражданских моряков и трое сотрудников служб безопасности. В плену по-прежнему остаются 80 человек. Риск встретить сомалийских пиратов уменьшился на 78%, но при этом наблюдается увеличение активности бандитов в районе Гвинейского залива. И это только цифры, за которыми стоят люди, и, естественно, серьезную обеспокоенность вызывает не только и не столько финансовая составляющая проблемы, а в большей степени эмоциональное, психологическое состояние моряков в плену и после освобождения. Насилие над членами экипажей растет, о чем свидетельствует представленный в отчете анализ жестокости пиратов и восприятие моряками данной ситуации».
Эти данные были представлены в Лондоне 18 июня международной морской общественности, и это уже третий отчет организации «Океан без пиратства». Впервые он включает в себя не только сведения о бандитизме близ Сомали, но и данные из западной Африки, где пиратство приобретает все большие масштабы. Кроме того, наряду с финансовой оценкой ущерба от пиратских действий, отчет впервые содержит информацию о тех психологических трудностях, с которыми сталкиваются моряки после плена, когда остаются с проблемами один на один.
- Нужно ли публиковать эту информацию? - вопросом на вопрос отвечает Александр Димитревич. - С одной стороны, некоторые считают, что такая информация может насторожить и даже напугать моряков и, вероятно, повысит беспокойство их семей. Но проблема существует, и ее замалчивание, использование «страусиной» политики никак не способствует ее разрешению. С другой стороны, открытое обсуждение и внимание морской общественности дает возможность лучше подготовиться к ситуации. И если нечто подобное, не дай Бог, произойдет, участники будут готовы к кризису.
Необходимо сразу отметить, что за все время атак современных морских пиратов с 2007 года в плену побывало около 190 украинцев, и за последний год количество атак пошло на спад, что свидетельствует о действенности мер по борьбе с пиратством, в которую включился весь мир. Вероятность попасть в такую ситуацию составляет менее 0,05%. В обычной жизни рисков гораздо больше!
- Наша программа основана три года назад, - рассказывает Александр Димитревич. - Пиратство было на пике, и морское сообщество понимало, что надо предпринимать комплексные меры. Все включились: Международная морская организация пыталась разрешить проблему на своем уровне, расширяя и обозначая новые зоны пиратской активности, межправительственные организации обсуждали возможности проведения военных операций, профсоюзы пытались внести дополнения к коллективным договорам, чтобы поднять уровень социальной защищенности в случае атаки. У меня всегда был интерес к оказанию помощи морякам и понимание того, что не только финансовые и юридические инструменты являются важными в кризисных ситуациях. Не все можно учесть и прописать в договоре или законе. Есть неписанные правила общения и поддержки в социуме, то, что мы называем человечностью. В общем, я был приглашен в качестве одного из консультантов в группу по постановке задач, разрабатывающей базу для оказания помощи в случае кризиса - нападения пиратов. Программа была инициирована Трастовым фондом ITF, куда вошли специалисты в области психотравмы, социологи, психологи, антропологи, эксперты в области морских практик, юристы. Мы начали разбирать ситуацию по частям, задавая себе вопрос: «Что важно для моряков?». И сразу же поняли, что программа должна быть ориентирована не только на моряка, но и на его семью. Когда нам плохо, мы думаем о близких. Мы не являемся обособленными элементами, живущими в вакууме, у нас есть социальное окружение - близкие, друзья. Мы проводили интервью с моряками в разных уголках Земного шара и увидели характерные тенденции, на основе которых был разработан и издан первый наш документ - руководство «Правильная практика для судоходных компаний и крюнговых агентств для поддержания моряков и членов их семей в кризисных ситуациях». Также мы начали обучающую работу. А в марте 2012 года я был назначен региональным директором Международной программы «Гуманитарный ответ морскому пиратству» в нашем регионе.
- Александр, насколько объективен анализ данных, который представляет ваша организация?
- Все выводы мы делаем на основе эмпирических данных, полученных от моряков. Моряки делятся тем, что произошло, как это было, что пережили, понимая, что эта информация может помочь их коллегам и даже спасти чью-то жизнь. Самый главный вопрос для нас - «как можно помочь моряку и членам семей». Моряки для нас являются учителями. Их ответы легли в основу создания «Правильной практики». К примеру, моряки чувствуют себя гораздо безопаснее, если на судне предприняты комплексные меры защиты. Они скептически относятся к перспективе поливать вооруженных до зубов пиратов из брандсбойта водой и при этом маневрировать. Но все отмечают эффективность комплексных мер - наличие «спирали Бруно», электропроволочной защиты, водяных пушек, цитадели и вооруженной охраны, что дает возможность чувствовать себя более уверено. Они отмечают, что после попадания в плен, наряду с унижением, страданием, лишением, постоянно присутствует мысль об ответственности перед семьей. Ведь моряки идут в море заработать. А вместо этого находятся в плену. Второй момент, это беспокойство, что они могут быть обвинены судовладельцем в неправильных действиях, из-за чего произошел захват. Основываясь на подобных данных, мы делали выводы и заключения.
- Оцените украинских моряков с точки зрения противодействия пиратам.
- Все зависит от воспитания, социально-психологического опыта и целого ряда иных факторов. Вообще, молодые моряки легче переносят стрессовые ситуации. «Надстройки», которые у нас есть, - воспитание, статус, отношение в обществе претят одной только мысли о возможности быть униженным кем-то. В детстве мы намного легче переносим физический контакт. А взрослым это дается гораздо сложнее, тем более, когда это связано с физическими и психологическими истязаниями. Ребенок переносит какое-то условное или даже физическое наказание и через время «забывает» об этом, как ни в чем не бывало. Это некая условная игра, принятая в обществе. Попробуйте накажите взрослого человека. Это может стать серьезной душевной травмой.
В нашей среде в воспитании с детства закладывается больше самопожертвования. Мы воспитывались на примерах героев войны и революции. Что касается европейских моряков, индусов, филиппинцев, они отдают себе отчет и резко проводят грань между долгом и тем, чего они делать не должны. То есть они понимают, что являются гражданскими моряками. И отбивать нападение пиратов - удел военных и охранных фирм. Вообще, на мой взгляд, достаточно сложно провести грань между показной бравадой и настоящим героизмом на борту судна. В ситуации захвата, плена, героическим поведением может быть отдать последнюю крошку, поделиться водой, уладить конфликт. Но когда моряк лезет отбирать автомат у пирата, копируя поведение киногероев, он подвергает опасности других членов экипажа без шансов на успех. И в такой ситуации нужно это понимать.
Еще одна проблема - наши моряки, выходцы из бывшего Союза, до того, как они попадают в плен, критически относятся к гуманитарным аспектам поддержки. Для этого у нас есть подготовительные модули и тренинги, которые помогают выработать определенные реакции и навыки поведения на случай кризисной ситуации: как помочь себе, своим близким, коллегам. Мы говорили с украинскими и российскими экипажами, которые побывали в плену. Они не склонны ныть, изливать душу. Но на вопрос, что вам помогло пережить пиратский плен, многие отвечают: молитвы, мысли о семье, позитивное мышление, коллеги. Кто-то мысленно строил дом и думал, что он сделает, когда вернется, как устроит ландшафт, высадит деревья. Они сами пришли к подобным выводам и техникам, которые позволили выжить. Есть схожие психотехники, которые рекомендованы специалистами-психологами. Кроме того, по возвращении практически все отметили, что было бы полезно пообщаться с тем, кто понимает их ситуацию, несмотря на то, что до кризиса они скептически относились к вопросу. Наш менталитет очень сильно отличается, к примеру, от менталитета индийских или филиппинских моряков, более гибких в кризисных ситуациях. После возвращения индусы пойдут к специалистам-психологам, чтобы поговорить о ситуации, они будут открыты для обсуждения проблемы. Филиппинцы пойдут к психологам или к священникам. А украинцы в большинстве случаев не прибегают к такой помощи.
Вывод - о проблеме надо говорить. Каждый моряк, отправляясь в рейс, должен отдавать себе отчет о вероятности угрозы и собственной готовности помочь себе и своим коллегам. Должен знать, что будет делать компания в случае захвата пиратами. Поэтому не лишне спросить перед уходом в рейс, есть ли в компании план действий - «Emergency Plan» на случай захвата, предоставляется ли вооруженная охрана для прохода зон повышенного риска; посмотреть, какие гарантии дает коллективный договор. Восемьдесят семь процентов европейцев предпочитают оговорить проблему, для того чтобы лучше понимать, что делать. У нас же в семьях предпочитают «не знать», «закрыть глаза», надеясь на авось. Такой подход сродни попытке пересечь автомагистраль с завязанными глазами.
Поэтому мы считаем, что стоит привлекать судовладельцев и крюинговые компании, от которых зависит безопасность моряков, морские береговые сообщества, тренажерные центры, преподавателей. Они должны дать моряку всю информацию о проблеме, поддержать семьи. Если проблема есть, ее нужно решать. И все больше морских вузов и крюингов признают это. Перед уходом в рейс моряк обязательно должен знать свой контракт. Какая компенсация предполагается по болезни, травме и попадании в пиратский плен. Мы видели, что было с экипажами, которых не интересовали эти проблемы. Вернувшись на родину, они не получили компенсации, должного лечения и помощи. Потому что все были уверены, что в контракте что-то есть. Но никто не удосужился проверить, что именно. Надежда на провидение часто дает такие результаты.
- Если количество захватов сомалийскими пиратами значительно снизилось, можно сказать, что проблема пиратства постепенно решается?
- Не хочется делать скоропалительных выводов, но некие результаты достигнуты, и, вероятно, все благодаря комплексу мер: наличию вооруженной охраны, патрулированию вод натовскими военными, европейскими ВМС, наличию системы оповещения. Огромный вклад внесли и «миссионеры», представляющие различные организации и службы на побережье Сомали. Они вели просветительскую работу с шейхами, главами местных кланов и доводили до их сведения, что захват заложников является грубым нарушением Корана и религии. Во многих случаях они получали поддержку. Все эти меры сработали.
В то же время, если в районе Сомали захватов стало меньше, то появилась большая проблема в районе Нигерии. Там пиратство отличается целым рядом характеристик. В основном это хорошо обученные вооруженные группы, состоящие из бывших военных, которые, подходя на скоростных лодках, могут быть очень агрессивными. Они нападают с целью грабежа. У них нет возможности угнать и удерживать судно, как у сомалийцев. И они в основном похищают моряков с борта судна. Эти пираты не склоны проявлять насилие, направленное на долговременное подчинение экипажа, как сомалийцы. При этом в момент нападения, атаки, могут стрелять в людей. Сомалийцы же более склоны запугивать. За прошедший год в Гвинейском заливе было захвачено 15 украинцев. Всего атакам подверглось 966 моряков, из них 206 были захвачены в плен. Период их удержания составил от четырех дней до месяца. Пять человек удерживаются с целью получения выкупа до сих пор.
Но разбои и грабежи происходят и в Малаккском проливе и у берегов Южной Америки, где пираты проникают на борт корабля и крадут из кают технику и деньги.
- На кого ориентирована ваша программа? Что сделано за три года?
- Программа занимается поддержкой всех моряков и членов их семей, которые столкнулись с насилием, пиратскими нападениями и вооруженными ограблениями, с захватом заложников. Мы адаптировали английский текст русского руководства, так как рекомендации могут быть полезны только с учетом нашей истории, ментальности и национальных особенностей. Мы провели целый ряд конференций, презентаций для учебных заведений, регулярно встречаемся с кадетами и студентами, будущими крюинговыми менеджерами. За прошедшее время благодаря активной работе членов Национальной рабочей группы «Гуманитарный ответ морскому пиратству» в рамках поставленных задач были проведены Международный практический семинар «МПГОМП/Центр взаимодействия НАТО с гражданскими судами» под эгидой V.Ships (Украина), презентация Руководства «Правильная практика для судоходных компаний и крюинговых агентств по оказанию гуманитарной (психологической) поддержки морякам и членам их семей» на русском языке.
В следующем месяце планируем провести конференцию для морской общественности Крыма с показом фильма «Заложник», созданного датским режиссером на основе реальных событий, пиратского плена. Также нечто подобное планируем в Одессе. Премьеры кинокартины уже состоялись в Мумбаи, Маниле, Лондоне, Дублине и Брюсселе.
В планах дальнейшее развитие программы, проведение тренировочных модулей как для моряков, так и для специалистов судоходных компаний и крюинговых агентств, анализ кризисных ситуаций и проведение необходимых исследований, которые помогут в решении вопросов психологической подготовки экипажей.
Ссылка на отчет «Цена морского пиратства 2012»:
http://www.oceanuslive.org/Main/ViewNews.aspx?uid=00000732&fb_action_ids=646146925413982&fb_action_types=og.recommends&fb_source=feed_opengraph Справка
Международная программа «Гуманитарный ответ морскому пиратству (МПГОМП - Maritime Piracy Humanitarian Response Programme) www.mphrp.org учреждена в 2011-го. В Руководящую группу МПГОМП входят представители Международная морской организации, судоходного офиса НАТО, Центра безопасности судоходства ЕС, Международного Морского Бюро; INTERCARGO, INTERMANAGER, INTERTANKO, Международной Ассоциации морской медицины, ITF, ICSW и многие другие.
Инна Ищук