Вчера посмотрел фильм
"Der Baader Meinhof Komplex", который у нас переводят как "Комплекс Баадер-Майнхоф" (далее - "КБМ"), хотя всё-таки кажется более уместным употребление родительного падежа. Почему "комплекс", в самом фильме никак не поясняется. Насколько понимаю, слово "комплекс" имеет в немецком языке ту же двойственность, что и в русском: это и некая сложная система, и психологическая проблема. Пожалуй, содержание фильма соответствует обоим этим значениям. Помнится, в
"Карлосе" (далее - "К"), о котором я ещё не раз здесь упомяну, был такой персонаж - Габриэль Крёхер-Тидеманн по прозвищу "Нада" (милая девушка, я считаю; что
в реальности, что
на экране). Героиня немногословная, но одним своим сумрачным тевтонским выражением лица дававшая понять, что она постоянно находится на грани нервного срыва, а также являет собой апофеоз безбашенного фанатизма. Так вот, в "КБМ" все такие.
Оба упомянутых фильма вышли с довольно небольшим интервалом и навряд ли "КБМ" заметно повлиял на "К". Тем интереснее будет их сравнить.
"КБМ", конечно, гораздо художественнее "К", полностью придавленного лаконизмом псевдо-документальности. Как бы ни экспрессивны были сцены, где та же Нада, со своим каменным лицом, выхватывает пистолет и начинает хладнокровно расстреливать полицейских, один эпизод из "КБМ" - покушение на
Руди Дучке - уделывает в плане этой самой экспрессии всего "К". Выплёвывает зубы, ползёт по асфальту, хрипит: "Мы все солдаты..."
Документальности в "КБМ" - лишь лёгкий налёт. И это очень вредит ему, потому что лишняя подпись, поясняющая нам, кого нам сейчас показывают, не помешала бы. Фильм как будто рассчитан на внутреннего потребителя, хорошо знакомого со всеми персоналиями - я же запутался довольно быстро. В этом плане "К" сделан куда добросовестнее, хотя даже там несложно запутаться. При это в два с половиной часа "КБМ" поместилось столько же (если не больше!) персонажей, сколько и в пять с половиной часов "К". Надо ли говорить, как легко всё это превращается в кашу.
Каша! Это слово, пожалуй, лучше всего характеризует "КБМ". Создатели замахнулись на слишком эпические масштабы: они попытались и показать историю немецких революционеров-террористов с обеих сторон противостояния, и осветить хронологию RAF - тут нам показаны рождение и кульминация и первого, и второго поколений Фракции Красной Армии. В этом плане авторы "К" поступили куда мудрее, выбрав вместо полнометражного фильма форму мини-сериала. При этом, повторюсь, и в плане персоналий "КБМ" куда пестрее. В "К", по большому счёту, всё внимание сконцентрировано непосредственно на главгерое -
Ильиче Рамиресе Санчесе. В "КБМ" же, по большому счёту, мы видим именно пресловутый комплекс - террористическую систему, выстроенную Баадером и Майнхоф. Они там мелькают постоянно, и мы, быть может, в итоге поймём, каков был этот комплекс - но не то, каковы были эти люди.
Да, раскрытие характеров и оценка героев - спорное место обоих фильмов. И там, и там создатели, по всей видимости, пытались пройти между Сциллой романтизации террористов и Харибдой их нравоучительного осуждения. Всё это усугублялось ещё и тем, что многого мы попросту не знаем (в начале того же "К" прямо заявляется, что фильм является реконструкцией, сопряжённой с домыслами, потому что все факты не известны до сих пор). В результате создателям опасно было заходить на территорию самокопания, детального разбора психологии героев - слишком легко было бы наломать дров. Приходилось отстраняться, изображать персонажей несколько отчуждённо и скупо, недоговаривая, не заостряя. Зрителю же приходится додумывать и оценивать самому. Только вот если "К" хотя бы даёт время, чтобы подумать, то сумбур "КБМ", в который втиснуто множество событий и лиц, попросту не позволяет собраться с мыслями и что-либо понять.
Стоит отметить, что смотрел я "КБМ" с субтитрами. Возможно, они не очень хороши, но я вообще не понял специфику взаимоотношений внутри группы Баадера и Майнхоф. Понятно, что они друг друга ненавидели, хоть и были лидерами одного движения. Но сути их разногласий я так и не уловил. Слишком многое попросту потерялось за криком. Революционеры в этом фильме вообще в свободное от терактов время только и делают, что орут друг на друга и жалуются, что все планы сорвались. Последнее обстоятельство забавным образом объединяет обе ленты. Поглядеть ни них - так, что у Карлоса, что у Баадера и Майнхоф, только и были, что осечки, тупняки и просто провалы. В "К" ещё по-божески, а в "КБМ" - и вовсе клиническая картина. Прямо скопище криворуких истерящих невротиков. Нет, вполне возможно, что это недалеко от реальности, но, как они наводили шороху на всю капиталистическую Европу, понять сложно.
Все указанные недочёты можно так или иначе списать на глобальность и сложность материала. Но вот одно в "КБМ" я нашёл по-настоящему отвратительным и ненужным. Я имею в виду персонажа Бруно Ганца (того самого, что великолепно сыграл Гитлера в "Бункере") - некоего главу правоохранительных органов ФРГ (без подписи даже и нельзя сказать, как его зовут и чем он точно руководит). Если коротко, то это стопроцентный резонёр. Понятно, почему сюда взяли именно Ганца - он из тех актёров, что скажут два слова, а такое ощущение, что произнесли не меньше, чем гамлетовский монолог, и сидишь потом офигеваешь. Его персонажу отведено самое большее минут десять экранного времени, но за это время он успевает ясно объяснить всем, в чём сущность неомарксистского терроризма и почему власти ФРГ не смогут его победить привычными методами (к слову полицейские показаны тут весьма неприглядно; временами даже начинаешь чувствовать, что понимаешь, почему какая-нибудь Нада брала пистолет и без тени сомнения стреляла в человека в форме). И, в общем-то, говорит он вполне умные и правильные слова, только вот резонёрство всегда означало провал авторского замысла. Создатели "КБМ" попросту поняли, что в той каше лиц и событий, которую они заварили, смысл происходящего едва ли станет понятен, так что пришлось доставать бога из кустов и делать рояль из машины. Увы.
Как бы то ни было, я полагаю, что сама тема левого террора Холодной войны в кинематографе не слишком уж и раскрыта, тем более - без ханжества и тому подобных перекосов. В этом плане, и "К", и "КБМ" заслуживают внимания, а то и похвалы. К слову, пошёл я после просмотра "КБМ" просматривать рецензии на сайте
rottentomatoes. Меня несколько удивило большое количество положительных рецензий, но такие меня редко интересуют, я сосредоточился на негативных. Они разделились примерно поровну: одни говорили примерно о том же, о чём я (одним словом - о сумбурности). Другие же, скорее, критиковали не фильм, а RAF. Читать их нравоучения было мерзко и тошнотворно - впрочем, как и все нравоучения в принципе. Пожалуй, именно таких людей и ненавидели Баадер, Майнхоф и Ко.
ВНЕЗАПНО! Впервые! Картинка! В моём! ЖЖ!
Слева направо: Андреас Баадер, Ульрике Майнхоф, Гудрун Энслин (боевая подруга Баадера) и иже с ними.