Вчера спектаклем "Король Лир" МДТ-шники завершили свои выступления в рамках фестиваля памяти Давида Боровского в Киеве. Как и на "Дяде Ване", был аншлаг, но народ в проходах уже не стоял (чтобы не мешать актерам, которые ходили по залу). Может, еще студентов пропустили меньше, перед входом из-за желающих попасть по студенческому было что-то похожее на давку. :( Много было актеров (видела Сумских, Шестопалова, Сомика), преподавателей. Принимали вчера чуть прохладнее, первые аплодисменты были после антракта. Думаю, народ был немного шокирован, у Додина Шекспир получился уж очень жестким. Кстати, перевод был не классический Пастернака, а в прозе, сделанный Диной Додиной. Мне он показался более жизненным, менее театральным.
Спектакль оставил очень необычное впечатление, сильное, но тяжеловатое. Местами было совсем мрачно, но на то и Шекспир со своими страстями. Декорации отличаются аскетичностью, на сцене практически ничего нет, серо-черный фон и доски "крест-накрест". И рояль в углу, который помогает героям выражать свои эмоции. Костюмы тоже весьма аскетичны, бело-черные цвета, яркие одежды позволительны только шуту (Алексей Девотченко), который за напускной веселостью скрывает ум. Я, правда, не совсем поняла, почему графы-герцоги были в каких-то современных ветровках. :)
Семак, по-прежнему, прекрасен! Просто удивительно преобразился в своенравного старика-короля! Очень понравился также Сергей Курышев (Глостер). В спектакле есть две самые сильные сцены, от которых прям "кровь стынет". Первая - это сцена, в который Король Лир страшно проклинает свою неподчтительную дочь Гонерилью (Елизавета Боярская), которая молча со слезами слушает эти проклятия. А вторая - это жуткая расправа над Глостером, в то время, когда ему выкалывают глаза, в зале гаснет свет. Очень сильно.
Очень неожиданное решение части пьесы, где люди теряют все. Первым голым и убогим нищим в результате козней своего незаконнорожденного брата Эдмунда (Владимимр Селезнев), становится Эдгар (Данила Козловский), законный сын Глостера. А потом и покинутый неблагодарными дочерьми король решает, что "терять - так все", снимает свои лохмотья сам и заставляет раздеться свиту. Не знаю, насколько оправдан такой шаг режиссера, интересно, что сказал бы Шекспир? ;)
Финал - известен. Плачущий над своими дочерьми король и понимание всего, как всегда, пришедшее слишком поздно. Назидание для потомков, коими зрители и являются. :)
В конце, после поклонов и аплодисментов Давиду Боровскому, на сцену вышел Резникович (худ. рук. театра Леси) и вручил актерам какой-то памятный знак фестиваля. :) Жаль, Додин не выходил, этот странноватый на вид знак принял Семак. :)
П.С. Да, цветы весь спектакль собиралась вручить Семаку, но в последнюю секунду вручила Козловскому. :) Хороший мальчик. :))