Итак, меланау

Jan 18, 2012 16:37

Подобно тому, как носорог считается судьей джунглей Саравака, поскольку нет никого сильнее и справедливее, люди меланау считаются лучшими целителями джунглей.
Многие из оранг-асли - хорошие травники, знающие свойства растений, грибов и плодов. Без этого знания трудно прожить в джунглях, но это не совсем то же самое, что искусство меланау. Сегодня, как и в прежние времена, среди меланау встречаются bebayuh - шаманы, практикующие магию заклинания духов болезни и проводящие целительские ритуалы. Сейчас, в эру больниц и аптек, их осталось немного, но сила таких особых людей достаточно велика, чтобы порой излечивать тех, у кого уже не осталось надежды.
Земли меланау - это побережье, лежащее между Бинтулу, где производят отличный кофе и шоколад, однако не выпускают ничего для туристов, - на севере, и устьем желтой реки Раджанг, самой длинной в Малайзии. Здесь, и еще в некоторых городах, в частности, в Сибу, проживает около ста тысяч меланау. Их предки предположительно приплыли в Саравак с Филлипин между 10 и 12 веками, однако их язык так же, как язык оранг-улу, родственнен тому, на котором говорят жители китайской провинции Юннань.  
В отличие от других исконных обитателей Борнео, меланау живут в rumah tinggi - "высоких домах", покоящихся на опорных столбах высотой более 12 метров. Как и лонгхаусы ибанов, бидайю и оранг-улу, rumah tinggi - общественный дом, в котором под одной крышей собраны личные комнаты представителей нескольких поколений семьи, склады, хозяйственные помещения - а также алтарь и другие особые помещения.
Вот как вышло, что меланау начали их строить.


Никто не знает доподлинно, кем были мать и отец Тугау, величайшего из воинов меланау.
Он вышел из джунглей у реки Ретус, с копьем в руке и мечом, привязанным к поясу. Фермеры, выращивающие саго, увидев его, закричали и бросились прочь - он был очень высоким, и они подумали, будто это великан.
Этому была и другая причина. Каждый год эти люди тяжело работали, выращивая рис и саго, и каждый год их урожай забирали пираты.
Бедные люди, жившие возле реки Ретус, строили маленькие хижины.
"Какой смысл делать большой лонгхаус? - говорили они друг другу. - Наши враги все равно сожгут его".
И они продолжали жить в лачугах, у которых протекала крыша, сделанных из листьев и бамбука, и убегали, чтобы спасти свою жизнь, каждый раз, когда приходили грабители. Из тайных укрытий в джунглях люди разглядывали высокого человека. Они увидели, что он не хочет украсть их еду или сжечь их дома, он хочет жить вместе с ними.
И Тугау остался в деревне. Он женился на сестре Бесионга, человека с добрым сердцем и вспыльчивым нравом. Тугау был услужлив и умен. Он сказал людям перенести фермы на склоны холмов, где они были бы защищены от нападения в большей степени. Он взял их на рыбную ловлю в море, и все получили достаточно рыбы, чтобы есть ее каждый день. И еще осталось, так что женщины засолили ее и продали торговцам.
Тугау процветал. У него была большая роща саговых пальм и рисовые поля, и еще множество рабов, которые работали для него. Через некоторое время люди реки Ретус попросили Тугау стать их вождем.
"Хорошо, если вы того хотите, - ответил им Тугау. - Но вы должны понять одну вещь: если я вождь, то вы должны делать то, что я скажу. Мы должны работать вместе, чтобы стать сильными и защитить себя. Первым делом я хочу, чтобы вы построили новый дом, один крепкий высокий дом, чтобы все жили в нем. Ваши дрянные маленькие хижины никуда не годятся". 
В старые дни, если кто-то хотел построить дом, он шел в джунгли и рубил деревья - каждый для себя. Но Тугау предложил другое решение. Он послал одних рубить деревья, других - собирать листья для крыши, а третьих - за древесной корой для стен. Он приказал четвертым расчистить место для строительтсва дома и вырыть глубокие ямы для столбов. Он велел женщинам готовить еду в больших горшках, чтобы работники могли поесть вместе. Все было отлично организовано.
"Ни один лонгхаус не строили так быстро!" - говорили люди.
Тугау услышал это и засмеялся.
"Я не собираюсь строить лонгхаус, - сказал он. - Столбы будут такими высокими, как три человека, поставленные на плечи друг к другу. Это будет высокий дом, и никакие враги не смогут повредить его".
Через некоторое время все было готово. Главный столб положили возле глубокой ямы, которую вырыли специально для него. Сотня человек держала ротанговые веревки; они готовы были поставить столб в яму.
Тугау сделал шаг вперед, сопровождаемый четырьмя рабами, несущими большие корзины. Каждая корзина была полна золота. "Бросьте золото в яму для столба! - приказал он. - И бросьте в яму ребенка рабов. И тогда мы будем готовы установить (в буквальном переводе - посадить, поскольку такой дом являлся копией вселенной, все миры которой пронизывает священное дерево) материнский столб этого дома".
Это был старый, жестокий обычай - люди верили, что дом будет крепче, если под основной поддерживающй колонной, "материнским столбом", зароют человека. Мужчины вытащили из толпы маленькую девочку и столкнули ее вниз, в яму. И тогда Тугау приказал начинать. Сотня сильных мужчин натянула ротанговые веревки. Столб поднялся с земли, покачался и, спустя мгновение, его конец с громким треском вошел в яму.
"Хорошо, - сказал Тугау, - теперь мы можем поставить остальные столбы и сделать полы, крышу и стены". 
Спустя недолгое время высокий, крепкий лонгхаус встал на берегу реки Ретус. Грабители и пираты не осмеливались приближаться к нему. Тугау был самым могущественным человеком на всей великой реке Иган (куском которой является Ретус), и на побережье. Вождь людей Mukah, Бусуи, был женат на дочери Тугау. Вождь людей, живущих на реке Oya, приходился родственником жене Тугау. Вождь (людей) Тутонга и Белаита, что возле города Бруней, был его другом.
Тугау был могущественным, как король, и все его последователи были счастливы.
Все его последователи?
Был один человек, который был очень несчастен - бабушка маленькой девочки-рабыни, принесенной в жертву во время строительства дома. Конечно, старуха знала, что у рабов не бывает прав. Рабы бесплатно работают, и они делают все, что прикажет им хозяин. Но эта маленькая девочка была у бабки последней. Все остальные умерли.
Когда ее сын, Адар, сказал ей, что вождь приказал убить ее дорогую внучку, она очень разозлилась.
"Ты хочешь сказать, что просто стоял там и позволил им взять твоего ребенка? - кричала она. - Последнего, единственного! Твои сыновья были убиты, когда они строили свой большой военный корабль!  Если бы я была мужчиной, я бы взяла копье и убила бы вождя!"
"Не произноси таких диких вещей, мама, - грустно сказал Адар. - Ты прекрасно знаешь, что мы рабы. Мы не можем не подчиниться своим хозяевам. Убийство человека при строительстве нового дома - это обычай".
"Обычай? И мне что с того? Можно убить овцу или собаку! Почему - мое последнее дитя, мою маленькую дорогую девочку?"
"Мама, этими вещами распоряжается судьба, - ответил он и вышел из комнаты. Он не хотел, чтобы старуха видела, как он плачет.
"Судьба, судьба, - пробормотала старуха. - И почему судьба была этому маленькому цветочку быть убитой до того, как она расцвела? Тугау крепок и могуч, но судьба тоже поймает его. Пусть он не получит того, чего больше всего желает его сердце!"
Через некоторое время после этого старуха умерла, но никто не обратил на это особого внимания. У Тугау было слишком много рабов, чтобы счесть потерю одного чем-то серьезным.

Вот как выглядит толлхаус, или "высокий дом" меланау.





Там вообще-то еще много. Интересно, чем обернулось для великого вождя проклятие старухи?

Продолжение истории Тугау

И кстати, похоже, что речь идет о реально существовавшей исторической личности - во всяком случае, его именем назван один из притоков реки Иган.

фольклор, теория магии

Previous post Next post
Up