Каждый раз, когда я смотрю фильмы Балабанова, я не понимаю, почему я это делаю. Мне больно, противно, неприятно и гадко, хочется выключить всё к чертям, но я почему-то не просто досматриваю, но и пересматриваю.
Вот на днях, например, я решилась посмотреть Кочегара - уже не новый и провальный фильм Балабанова.
Большую часть фильма герои ходят из одного обшарпанного дома в другой - то с чехлом от гитары, то с руками в карманах. Мимо них проходят люди с собаками, люди с детьми, люди с сумками и люди в шапках, проезжают жигули и джипы с «плохими людьми». Диалогов немного: в начале они рассказывают предысторию, но настолько навязчиво, что начинает казаться, что ты один из персонажей фильма - «немного тормознутый» и молчаливый Бизон. Как только вся необходимая зрителю информация озвучена, диалоги почти исчезают и становятся максимально конструктивными - зачем болтать попусту? При этом слушать предлагают хруст снега, шелест шин об асфальт, костёр-костёр-костёр, немного выстрелов, немного казино и много-много гитарной музыки Дидюли . Она делает картинку светлой и красивой, а жизнь солнечной и весёлой. Правда, там всего два трека и звучат они почти постоянно, поэтому иногда мелодия начинает жутко бесить.
"Три недели воевал против собственной судьбы"Сам кочераг как будто и не контуженный вовсе, а смирившийся старик. И ведёт он себя как старик: рассказывает детям что такое хорошо, что такое плохо, тратит все деньги на дочь, пишет книгу и работает от нечего делать в ожидании внуков или смерти .
Вот, например, его спрашивает друг-бандит: «Помнишь, мол, сливали на войне из самолётов массандру?» «Нет, - говорит, - не помню». А чуть позже говорит зашедшему к нему лётчику с улыбкой: «А мы в Афганистане у вас массандру с самолётов сливали!» Да и вообще он невероятно логичен и опосредован, но при этом доверчив как ребёнок. Он сразу понял, что это туфелька его золушки, и на этот раз у него в кочегарке жгут его же дочь. Удостоверившись в этом окончательно, он, как любой старик, соблюдает ритуал: надевает форму с наградами и идёт в последний бой. При этом плакать ему некогда, да и сил нет, поэтому он молча и решительно грустит. Уже заколов Снайпера лыжной палкой, говорит его дочери: «Издалека стрелять - это не война». Возможно, для бывшей подруги дочери кочегара это станет уроком.
"Подброшу-ка я дров в камин, я ведь дочь папы Карло кочегара"С этими двумя подругами, конечно, особая история - здесь одна вечно пытается угнаться за другой. Звать их Саша (дочь кочегара) и Маша (дочь снайпера). У Саши отец - герой СССР, тратит все деньги на неё, подарил туфли, она умна - придумала идею для бизнеса и теперь не приходит на работу вовремя. При этом она ещё и выглядит моложе своей подруги лет на 20. А у Маши папа снайпер, то есть киллер. Любовник у них, как и бизнес, один на двоих, а потому становится понятно, чем дело кончится.
Хотя это далеко не единственный намёк на развитие сюжета: в Кочегаре огромное количество ружей, развешанных по стенам: крупные планы обуви привезённых на сожжение трупов, подаренные туфли и бесконечный акцент на них; огонь и отношение к нему героев.
"А дальше дядя кочегар не написал"В «Кочераге» нет борьбы правды и денег, противостояния плохого и хорошего, чувств и внутренней борьбы. Всё очень прямолинейно и, в общем, понятно без слов. Высказывание Балабанова так же просто, что и рассказ кочегара: «потом он избил его и изнасиловал её». Балабанов обрезал всё лишнее: языки и эмоции, оставив при этом свои любимые темы: войну, девяностые и серый обшарпанный город.
Никакого хэппи-энда не случилось и не могло случится: Маша всё равно останется дочкой своего папы, а девочка Вера сфотографировала на палороид смерть кочегара, убежала играть дальше. А дальше дядя Балабанов не написал.
Ну а для любителей
криминального краеведения вечером вырежу познавательный эпизод.